+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Налоги и платежи за ресурсы

Налоги и платежи за пользование природными ресурсами осуществляются в соответствии с Налоговым кодексом РФ, Законом РФ "О федеральном.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:

Вы точно человек?

налоги и платежи за ресурсы
платежей за природные ресурсы отсутствует единообразие правового ПРИРОДНАЯ РЕНТА / РЕНТНЫЕ ПЛАТЕЖИ / РЕНТНЫЙ ДОХОД / НАЛОГ.

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование" Номер 3-4 16-17 Декабрь 2003г Налоги и платежи за пользование природными ресурсами Соломатина И.

В настоящее время существуют следующие виды налогов и платежей за пользование природными ресурсами: платежи за пользование лесным фондом; платежи за пользование водными объектами; платежи за право пользования объектами животного мира; налог на добычу полезных ископаемых; земельный налог; плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов.

Все вышеперечисленные виды налогов и платежей относятся к федеральным налогам за исключением земельного налога - это местный налог. Платежи за пользование лесным фондом Платежи за пользование лесным фондом осуществляются на основании: Лесного кодекса РФ от 29.

Плательщиками за пользование лесным фондом признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие пользование лесным фондом РФ. В соответствии с Лесным кодексом РФ платными являются виды лесопользования, которые требуют оформления соответствующих правоустанавливающих документов.

Плата не взимается за общее природопользование в лесах: пребывание с целью отдыха, сбор дикорастущих плодов, ягод, передача участков в безвозмездное пользование и др.

Виды платежей за пользование лесным фондом определены Лесным кодексом РФ - это лесные подати и арендная плата. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - при аренде участков лесного фонда на более длительные сроки. Лесные подати и арендная плата взимаются за: заготовку древесины, отпускаемой на корню; заготовку живицы; заготовку второстепенных лесных материалов, сенокошение, пастьбу скота, заготовку в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев и пасек и других видов побочного лесного пользования по перечню, утверждаемому федеральным органом управления лесным хозяйством; нужды охотничьего хозяйства; культурно-оздоровительные, туристические или спортивные цели.

Не признается объектом платы пользование лесным фондом, проведение государственными органами управления лесным хозяйством лесохозяйственных мероприятий, лесообследования научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также осуществление вырубок под контрольно-следовые полосы, линии связи, иные инженерно-технические сооружения или объекты на приграничной территории.

Освобождаются от платы за пользованием лесным фондом участники ВОВ, инвалиды I и II групп, пенсионеры, лица пострадавшие от стихийных бедствий, переселенцы, фермерские хозяйства и др. Льготы предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков органами законодательной власти субъектов РФ в пределах сумм налога, поступающих в бюджет соответствующего субъекта РФ.

Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, и порядок их применения установлены Постановлением Правительства РФ от 19. Эти ставки действуют и в настоящее время с учетом коэффициента 1. По всем остальным видам лесопользования кроме отпуска древесины на корню ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ. Минимальные ставки устанавливаются в рублях за единицу используемого лесного ресурса или за единицу площади гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда.

В соответствии с Лесным кодексом РФ часть сумм, поступающих за пользование лесным фондом, рекомендуется направлять на финансирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесных ресурсов.

В Московской области часть платежей за пользование лесным фондом, поступающих в бюджет области, используется на реализацию программы "Леса Подмосковья" на 2001-05 гг.

Плата за пользование водными объектами Плата за пользование водными объектами осуществляется на основании: Водного кодекса РФ от 16. Плательщиками платы за пользование водными объектами являются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств и устройств, подлежащих лицензированию в порядке, установленном действующим законодательством.

Объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях: забора воды из водных объектов, удовлетворение потребностей гидроэнергетики в воде, использование акватории водных объектов, осуществление сброса сточных вод в водные объекты. В соответствии со ст. Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как: объем воды, забранной из водного объекта; объем продукции работ, услуг , произведенной выполненных, оказанных при пользовании водным объектом без забора воды; площадь акватории используемых водных объектов; объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

ФЗ "О плате за пользование водными объектами" и Постановлением Правительства РФ установлены минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами. Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными органами субъектов РФ.

При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии ставки платы увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользователя на основании лицензии. В соответствии с Водным кодексом РФ часть платы, поступающей в бюджет субъекта РФ, используется на финансирование мероприятий по восстановлению и охране водных объектов. Эти средства используются на реализацию программы "Экология Подмосковья 2003-2004 годы".

Налог на добычу полезных ископаемых Налог на добычу полезных ископаемых осуществляется в соответствии с гл. Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. Объектом налога на добычу полезных ископаемых признаются: полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ; полезные ископаемые, извлеченные из отходов потерь добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах.

Полезным ископаемым признается продукция добывающих отраслей промышленности, содержащаяся в фактически добытом извлеченном из недр отходов, потерь минеральном сырье породе, жидкости и иной смеси , соответствующая государственному стандарту РФ. Кроме того, к добытому полезному ископаемому относится полезное ископаемое, полученное из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов: исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций; исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого; исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Налоговая ставка определяется отдельно для каждого вида полезного ископаемого в соответствии со ст. Налог уплачивается раздельно по каждому виду добытых полезных ископаемых.

Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. Плата за право пользования объектами животного мира Плата за право пользования объектами животного мира осуществляется в соответствии с: ФЗ от 24.

Плательщиками за право пользования объектами животного мира признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие на территории РФ пользование объектами животного мира на основании разрешений лицензий в соответствии с законодательством РФ. Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового. Объектом платежей является право пользования объектами животного мира.

Плата определяется отдельно в отношении каждого вида группы видов объектов животного мира. Конкретный размер платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых осуществляется по именным разовым лицензиям, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с указанными предельными размерами и с учетом затрат на мероприятия по комплексному использованию, охране и воспроизводству объектов животного мира.

Именные разовые лицензии гражданам на использование объектов животного мира выдаются соответствующим специально уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания по их заявке в соответствии с установленным порядком, а также пользователями животным миром в пределах установленных лимитов. Льготы по платежам для отдельных категорий пользователей устанавливаются органами законодательной власти РФ и органами законодательной власти субъектов РФ в пределах их компетенции.

От платы освобождаются организации и физические лица, осуществляющие изъятие объектов животного в целях охраны здоровья населения, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава водных биологических ресурсов, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов животного мира и водных биологических ресурсов, научные организации, общественные объединения охотников, рыболовов, осуществляющие на закрепленной за ними территориями охрану и воспроизводство объектов животного мира и водных биологических ресурсов за счет собственных средств, и др.

Средства, поступающие в бюджет, используются на реализацию программ по охране и воспроизводству объектов животного мира, ведение государственного мониторинга объектов животного мира и иные цели, связанные с охраной, воспроизводством объектов животного мира и среды их обитания.

Земельный налог Взимание земельного налога производится в соответствии с: Земельным кодексом РФ от 25. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.

Установлена плата за земли сельскохозяйственного назначения и за земли несельскохозяйственного назначения. Плата за земли сельскохозяйственного назначения включает: земельный налог за сельскохозяйственные угодья, который устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Средний размер налога с 1 га устанавливается органами законодательной власти субъектов РФ; земельный налог за учаски в границах сельских населенных пунктов, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и других целей.

Органам местного самоуправления предоставляется право повышать ставки земельного налога данной категории землепользователей. Плата за земли несельскохозяйственного назначения включает: налог за городские поселковые земли , который устанавливается на основе средних ставок. Органы законодательной власти субъектов РФ имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта РФ.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ и размещение отходов Платежи за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ и размещение отходов начисляются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.

Настоящий порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности, связанные с природопользованием, и предусматривает плату за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов.

Платежи за загрязнение окружающей среды рассчитываются в соответствии с установленными базовыми нормативами. Существуют два базовых норматива: в пределах допустимых нормативов и в пределах установленных лимитов. Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы, природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству, загрязнением окружающей среды.

Часть средств, поступающих в бюджеты от платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ и размещение отходов, направляется на финансирование целевых программ в области охраны окружающей среды. Также необходимо отметить, что 10. Формы платы определяется федеральными законами. Поэтому в настоящее время в Государственной Думе РФ разрабатывается законопроект о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях конференциях, круглых столах, обсуждениях. Материал из журнала " Право и инвестиции ". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" — 83171.

Телефон 495 778-0319. C 1999 - 2014 " Право и инвестиции ".

Налогообложение использования природных ресурсов. Автор: Пышкина Г.М., редактор: С.Г. Масленникова

Сборы за пользование лесными ресурсами взимаются со всех пользователей, исключая арендаторов. Выплаты за использование любых лесных ресурсов называются податями и могут осуществляться как в денежном эквиваленте, так и в любом ином часть добытого лесного ресурса, иная продукция. Отдельным видом выплат является арендная плата. Наиболее часто используемым ресурсом в данном случае является древесина.

Плата за её использование осуществляется единоразово, если общий объем добытой древесины не превышает 500 куб. Если объем больше — то сумма делится на весь год, согласно платы по лесорубочному билету. За расчетной число признано 15 дата каждого месяца.

Так, например, если по лесорубочному билету нужно выплатить 100 000 рублей, то на протяжении года будет осуществлено 4 платежа по 10 000 рублей и 4 платежа по 15 000 рублей. Плата взимается за право пользования таковыми ресурсами, а также за восстановление, охрану используемых водных объектов и выдачу лицензий на реализацию деятельности. При этом выплатами не облагается использование водных ресурсов при следующих условиях: Сброс вредных вод, в случаях, если содержание в них вредных веществ не превышает норму.

Использование воды в целях устранения аварийных ситуаций либо стихийных бедствий. Размещение на воде тех или иных объектов, выполняющих охранную роль для водных и биологических ресурсов. Использование воды для разведения рыб или воспроизводства водного биологического ресурса. Проведение мониторинга государственного масштаба в целях научных исследований или иных работ геодезических, гидрографических и т.

Строительство систем осушительного типа на низовых участках болот. Строительство либо размещение сооружений гидроэнергетического, рыбохозяйственного, воднотранспортного либо канализационного назначения.

Для лиц, производящих выплаты за пользование водными ресурсами, государство предоставляет различные типы льгот или скидочных систем. В первую очередь, особые условия предоставляются льготным категориям граждан. Выплаты за добычу полезных ископаемых Налог на добычу полезных ископаемых создан позднее всех остальных — в 2002 году.

Его плательщиками признают юридических и физических лиц, которые являются пользователями недр. Цели, в которых предоставляются недра: Геологическое изучение регионального масштаба. Работы, не причиняющие существенного вреда целостности недр. Строительство и использование различных подземных построек, не связанных с дальнейшей добычей ископаемых. Разведки с целью дальнейшей добычи полезных ископаемых. Создание особого рода объектов, выполняющих научное, культурное, оздоровительное либо эстетическое назначение.

Сбор разного рода коллекционных материалов. В качестве объекта налогообложения могут выступать разные виды полезных ископаемых НК, ст. Объектами налогообложения являются: Полезные ископаемые, извлеченные из недр, предоставленных в законное пользование. Полезные ископаемые, добытые на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ либо арендуемых РФ у других государств. Извлечение полезных ископаемых из отходов добывающего производства, в случае, когда извлечение подлежит дополнительному лицензированию.

Выплаты за использование объектов животного мира Плательщиками данного вида сбора автоматически становятся те граждане, которые получили разрешение либо лицензию на использование объектов животного мира.

Как правило, это подразумевает охотничью деятельность. Разрешение имеют право получить только те лица, у которых возникает право на пользование данным видом ресурсов.

Основаниями для разрешения является охота на закрепленном охотничьем угодье, на специально охраняемой природной территории либо в общедоступном охотничьем угодье. Для точного подсчета необходимо использовать актуальную на текущий момент ставку. Обратимся к следующему расчету. Ставка за 1 особь лося составляет 1500 рублей. Предполагаемое количество особей — 5 шт. Обратите внимание, что заниматься охотой допускается лишь после того, как государство выдаст лицензию на такую деятельность.

В противном случае действия могут счесть противозаконными, последствиями чего станут судебные разбирательства. Негативное воздействие на окружающую среду Экологические платежи либо платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу производятся в соответствии с количеством выбросов согласно указываемому государством коэффициенту допустимым нормативам.

Для рассмотрения вопроса более подробно обратимся к следующей таблице: Виды негативного воздействия, за которые взимают плату выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами; вредные сбросы в подземные и поверхностные воды; выбросы загрязняющих веществ передвижными объектами; размещение вредных отходов производства.

Юридические или физические лица, иностранные либо российские граждане, обладающие источниками вредного воздействия на окружающую среду. Получатель сбора Согласно современной законодательной базе единственным получателем сбора является районный местный орган Росприроднадзора.

Ответственность за неуплату В случае неуплаты штрафов не взимается, но подобные действия могут расцениваться как сокрытие экологически важной информации. Последствиями этого могут стать судебные разбирательства и иные проблемы с законом. Случай неуплаты экологического платежа может быть зафиксирован в случае просрочки.

Крайним сроком выплат является 20 число следующего за отчетным периодом месяца. На какие нужды расходуются платежи, сборы и налоги за пользование природными ресурсами? В большинстве случаев сборы представляют собой арендную плату ренту. Также собранные средства расходуются на восстановление израсходованных ресурсов, реализацию охранной функции, обеспечение безопасности ресурса.

Каковы самые большие и самые малые платежи? В какие органы перечисляется сумма земельного налога? Земельный налог считается местным, поэтому его перечисляют в местные органы. Например, если земля находится в пределах сельской местности, платеж поступает в пользу сельских органов самоуправления. Кто устанавливает льготы на платежи за пользование природными ресурсами?

Основным органом, устанавливающим льготы на данные платежи, является законодательная власть РФ. В отдельных случаях такие льготы назначаются в индивидуальном порядке субъектами РФ в пределах их полномочий. В случае, если экологический платеж был просрочен, но плательщик выплатил необходимый налог, освобождается ли он от уплаты просроченного платежа? Нет, вместе со штрафом потребуется заплатить и необходимую сумму налога.

В настоящее время в РФ установлены следующие налоги и платежи за пользование природными ресурсами, иначе называ емые ресурсными.

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

Платежи, налоги и сборы за природные ресурсы К платежам за природные ресурсы и иным поступлениям, непосредственно связанным с их использованием, относятся: плата за землю; платежи при пользовании недрами; платежи за лесные ресурсы; платежи за загрязнение окружающей среды, платежи за водные ресурсы; платежи за водные биоресурсы; платежи за перевод лесных земель из одной категории в другую.

При пользовании недрами также уплачиваются: налог на добычу полезных ископаемых, акциз на природный газ. При экспорте минерально-сырьевых и лесных ресурсов взимаются вывозные таможенные пошлины.

Плата за пользование природными ресурсами взимается как в форме платежей, так и в форме налогов, акцизов, вывозных таможенных пошлин. С юридической точки зрения есть большая разница между платежом, налогом и сбором акцизом. Налог — это обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц по установленным правилам без получения этими лицами каких либо материальных выгод в целях финансового обеспечения деятельности государства и или муниципальных образований Платеж — это денежное возмездное вознаграждение, например оплата права получения чего-либо, в том числе и услуги.

Акциз — платеж налогового характера, устанавливаемые на высокодоходные товары, к которым, например, относится природный газ. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий.

С экономической точки зрения не имеет разницы, как называется тот или иной налог или платеж. Все природно-ресурсные платежи и налоги представляют собой институциональные формы изъятия или присвоения рентного дохода. С этой точки зрения платежи за негативное воздействие на окружающую среду или за ее загрязнение представляют собой плату за использование ассимиляционного потенциала, то есть плату за право в том или ином количестве загрязнять природную среду.

В настоящее время система установления природно-ресурсных платежей претерпевает существенные изменения. Часть платежей действующим Налоговым кодексом предусматривается перевести в разряд налогов. Это касается лесных платежей, платежей за негативное воздействие на окружающую среду, платежей за воду. Однако из-за неналогового характера данных платежей возникают определенные трудности в установлении ставок подобных налогов и механизмов их взимания, приводящие к правовым коллизиям в данной сфере, например, отмены по решению Верховного суда платежей за загрязнение окружающей среды и последующего их восстановления решением Конституционного суда из-за отсутствия правовой базы, вводящие адекватные этим платежам налоги.

Она не позволяет получать природную ренту, которая вымывается из доходов государства. Эта величина составляет почти второй бюджет страны. Вклад труда в 15 раз, а капитала — примерно в 4 раза меньше. Соотношение факторов производства в налоговых доходах выглядит совсем иначе. Главной составляющей налогооблагаемой базы в действующей системе налогов является отнюдь не рента и даже не капитал, а труд, а более точно — фонд оплаты труда.

Так осуществляется в нашей стране калькулирование издержек производства и рассчитывается прибыль. От этой базы идут начисления на социальные нужды и, в конечном счете, от фонда оплаты труда зависит объем начисляемого НДС и т. Таким образом, вклад рентной составляющей во втором расчете оказывается в 6 раз меньше, чем труда!

Формирование доходов на основе первичных факторов производства несет на себе основную тяжесть бюджетной нагрузки, и должен обеспечить львиную долю бюджетных, то есть общенациональных расходов! Необходимо избавиться от искажающего влияния факторов производства, учитываемых в налоговой системе. Резко завышая налоговую нагрузку на труд, мы создаем дополнительные стимулы к сокращению рабочих мест, росту безработицы, примерно вдвое увеличиваем затраты на производство и цены на отечественную продукцию, искусственно снижаем тем самым ее конкурентоспособность.

В рамках такой налоговой системы никогда не будет ощутимого роста накоплений.

НАЛОГИ И ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

Введение Формирование государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов становится обязательным условием успешной реализации экономических реформ в нашей стране. Россия занимает третье место по землеобеспеченности и площади пашни на одного жителя, но состояние наших земель оценивается как неблагополучное и нуждается в восстановлении плодородия.

Воспроизводство же минерально—сырьевой базы год от года ухудшается. В современных условиях развитие и эффективное использование природно-сырьевой базы России становится главным фактором роста ее экономики.

Учебное пособие содержит конспект лекций по налогообложению природных ресурсов. Вопросы налогообложения использования природных ресурсов, рассмотренны исходя из требований налогового законодательства. Информация, изложенная в конспекте лекций, поможет студентам успешно справиться с выполнением практических заданий. После изучения материала данной темы вы сможете: — дать характеристику сущности платежей за природные ресурсы; — получить представление о методах экономической оценки природных ресурсов, исследованных экономической наукой.

Значение платежей за природные ресурсы Формирование государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов становится обязательным условием успешной реализации экономических реформ в нашей стране.

Мы занимаем третье место в мире после Австралии и Канады по землеобеспеченности и площади пашни на одного жителя, но состояние наших земельных ресурсов оценивается как неблагополучное, значительная их часть нуждается в восстановлении плодородия. Российская Федерация занимает одно из ведущих мест в мире по запасам минерального сырья и топливно-энергетических ресурсов.

Воспроизводство же минерально-сырьевой базы год от года ухудшается. С другой стороны, заготовка древесины в последние годы снижается, не достигая уровня выделяемых расчетных лесосек, весьма велики потери при лесопользовании. Огромный вред ресурсам наносят лесные пожары, вредители, что во многом обусловлено низкой технической оснащенностью службы охраны лесов.

Постоянно уменьшаются объемы лесовосстановительных работ. Поэтому платежи за пользование природными ресурсами в системе факторов реализации природно-ресурсной политики государства являются особо значимыми. Установление платежей за природные ресурсы преследует цели экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирование денежных средств для охраны и воспроизводства природных ресурсов в условиях рыночной экономики.

Они призваны оказать позитивное влияние на повышение эффективности использования и охраны земель, лесов, водных объектов и недр, добычи и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и продуктов переработки.

Иными словами, природные ресурсы подлежат вовлечению в хозяйственный оборот на платной основе. По мнению некоторых российских экономистов, доходная часть государственного бюджета должна формироваться преимущественно или почти полностью за счет платежей за природные ресурсы.

В условиях спада производства и недостаточности бюджетных средств в такой богатой ресурсами стране, как Россия, именно платежи за природопользование могут взять на себя фискальную функцию налоговой системы. В экономической науке исследовались различные методы экономической оценки природных ресурсов и установления размеров платы за их использование.

Наиболее удачная группировка этих методов такова: 1. Затратный метод. Оценка природных ресурсов определяется по величине затрат на их добычу, освоение или использование.

Результативный метод. Экономическую оценку стоимость имеют лишь те природные ресурсы, которые приносят доход. Стоимость ресурса определяется денежным выражением первичной продукции, получаемой от эксплуатации природного ресурса, либо разницей между полученным доходом и текущими затратами. Затратно-ресурсный метод. При определении стоимости природного ресурса соединяются затраты на его освоение и доход от его использования. Рентный метод. Лучший ресурс использование которого дает относительно большой доход при одинаковых затратах получает большую стоимость; затраты на освоение ресурса ориентированны на некий средний уровень; учитывается факт ограниченности природного ресурса.

При рентном подходе обоснована необходимость разделения собственника ресурса и его пользователя для возникновения категории рентных платежей.

Воспроизводственный метод. Использование какого-либо природного ресурса подразумевает его восстановление. Стоимость природного ресурса определяется как совокупность затрат, необходимых для воспроизводства или компенсации потерь ресурса на определенный период. Монопольно-ведомственный метод. Размер платежей за пользование природными ресурсами должен соответствовать потребностям финансового обеспечения деятельности специализированных федеральных служб министерств и ведомств , осуществляющих в настоящее время монопольное распоряжение управления природными ресурсами.

До налоговой реформы в нашей стране наибольшее распространение получили платежи в виде возмещения затрат на воспроизводство природных ресурсов отчисления в бюджет на возмещение затрат на геолого-разведочные работы, поденная плата, плата за воду, возмещение затрат на рекультивацию земель , но методы определения их размеров были далеки от совершенства.

Так, отчисления на геологоразведочные работы не покрывали фактических расходов на их проведение, плата за древесину, отпускаемую на корню, не возмещала расходов лесного хозяйства на лесовосстановление. Так реализуется абсолютная рента, которая не зависит от финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия. В плату за право пользования природными ресурсами входит и дифференциальная рента, то есть стоимостная оценка различий в самих ресурсах, которая отражается на эффективности их эксплуатации.

Например, месторождение, более благоприятно по горно-геологическим условиям и содержанию полезных ископаемых используется с большим эффектом, чем месторождение с худшими показателями. Очевидно, что получаемый эффект не зависит от вклада предприятия и уже только по этой причине должен быть изъят. Такая мера должна повысить экономическую заинтересованность предприятий в интенсификации использования природных ресурсов, во внедрении новых безотходных технологий; — платы за воспроизводство и охрану природных ресурсов возмещение затрат на воспроизводство соответствующих ресурсов , которая представляет собой оплачиваемые предприятиями расходы специализированных предприятий и организаций на восстановление вовлеченных в хозяйственную деятельность ресурсов; — штрафных платежей за сверхлимитное использование природных ресурсов.

Современная система платежей за использование природных ресурсов рис. Система платежей за использование природных ресурсов В настоящее время в России сложилась система платежей за природные ресурсы в бюджет и во внебюджетные фонды, включая в себя платежи в виде платы за недра, за пользование водными объектами, платы за землю, платы за лесопользование и др.

С 15 марта 1995 г. Эксперты отмечают, что в обновленном законе предпринята попытка привести его положения в соответствие с Конституцией РФ, налоговым и природоохранным законодательством. В соответствии с новыми нормативными установками впервые в систему платежей за пользование недрами включены сбор за участие в конкурсе аукционе и плата за геологическую информацию о недрах.

В состав платежей за пользование недрами входят следующие формы фискальных изъятий: — регулярные платежи за добычу полезных ископаемых роялти ; — на поиск и разведку месторождений ренталс ; — разовые платежи на право внести разведку недр бонусы ; — специальные таможенные пошлины на вывоз сырья.

Плата за пользование недрами может взиматься в формах: — денежных платежей; — части объема добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователями недр; — выполнения работ или предоставления услуг; — зачета сумм предстоящих платежей в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов РФ, в местные бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия. Форма внесения платы устанавливается в лицензии на пользование недрами. Не допускается требование и принятие в качестве платы за пользование недрами радиоактивных и других материалов и продуктов, распоряжение которыми входит в соответствии с законодательством РФ в ведение специальных органов, а также услуг военного характера и информации, составляющей государственную тайну.

Принципиально важным новшеством новой редакции Закона о недрах является то, что устанавливается двойной размер платежей за добычу полезных ископаемых в случае превышения сверхнормативных потерь полезных ископаемых при их добыче. От платы за пользование недрами освобождаются: — собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие добычу общераспространенных полезных ископаемых на принадлежащем им или арендуемом земельном участке непосредственно для своих нужд; — пользователи недр, ведущие региональные геологические, геофизические работы, направленные на изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно-геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические изыскания, осуществляющие контроль над режимом подземных вод; — пользователи недр, получившие участки для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение научные и учебные полигоны, геологические заповедники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости.

Конкретный размер платежей зависит от вида полезного ископаемого, экономико-географических условий района и определяется по результатам конкурсов или аукционов. Конкретный размер платежа определяется органами, предоставляющими лицензию, по результатам конкурсов или аукционов.

Названные платежи включаются в издержки поисковых или разведочных работ. Как уж отмечалось, платежи за право на добычу полезных ископаемых осуществляются в форме начального, а также последующих регулярных платежей в течение всего срока добычи. В чем состоит сущность платежей за природные ресурсы?

Какие методы используются при экономической оценке природных ресурсов? Какие элементы включает в себя современная система платежей за использование природных ресурсов?

Что такое рента? С чем связана монопольная рента? С чем связана абсолютная рента? Определяющие факторы дифференциальной ренты 1 и дифференциальной ренты 2? Порядок функционирования системы платежей за пользование природными ресурсами определяется: а правительством РФ;.

Платежи, налоги и сборы за природные ресурсы. К платежам за природные ресурсы и иным поступлениям, непосредственно связанным с их.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Депутаты решили разделить доходы от продажи полезных ископаемых среди граждан - Pravda GlazaRezhet


Комментарии 4
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий