+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Налоговая система сущность функции виды налогов

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, Это свидетельствует о том, что налоговая система страны выполняет в большей .

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Налоговая система РФ. Обществознание 11 класс

Налоги и налоговая система: сущность, функции, виды, принципы, элементы. Кривая Лаффера.

налоговая система сущность функции виды налогов
Сущность, функции и виды налогов. По мере развития государства налоговая система стремительно развивалась, и уже в е годы XX века в.

Сущность, функции и виды налогов. Принципы налогообложения. Сущность налогов Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов.

В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства.

Смена общесвенно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налогов изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения.

С расширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны. В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях подчеркивается, что налог — платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления. Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, то есть их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи.

Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров. К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты.

Налоги — один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные федеральные и региональные бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов.

Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости — национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений.

При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную часть новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству. Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства трудом, капиталом, природными ресурсами.

Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.

Рост налогового бремени может приводить к росту государственных доходов только до какого - то придела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. В этих целях снижена ставка налога на прибыль корпораций. В 1994 году началось поспешное проведение налоговой реформы в Дании. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями. Функции налогов Основная функция налогов — фискальная состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами.

Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах.

Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т. Регулирующая функция налогов находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Государство всегда влияет на поведение экономических субъектов — физических и юридических лиц.

Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повы-шать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, они могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить его.

Размеры налогов часто определяют уровень оплаты труда и его формы. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг. В отдельных изданиях по налогам можно встретить упоминание о социальной функции налогов, которая реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов.

В этом случае правомерно говорить о регулирующей функции налогов. В России традиционно распространено утверждение о наличии у налогов контрольной функции. Однако ни один автор не может объяснить, каким образом обязательные платежи что-либо контролируют сами по себе.

Контроль над налогообложением, а отчасти и за распределением средств осуществляют налоговые органы. Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную социальную , контрольную, поощрительную, регулирующую. Фискальная функция является основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ.

Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношении к этой. Во всяком случае, наряду с чисто фискальными целями налоги могут преследовать и другие цели, например экономические или социальные. То есть финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

Распределительная социальная функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения.

Как отмечает профессор Л. Ходов, через налогообложение достигается "поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними". Иными словами происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории плательщиков.

Контрольная функция налогов. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

Кроме того, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику3.

Поощрительная функция налогов. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героев СССР и России и т. Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов в целях реализации социальной политики государства и является скорее сопутствующей, чем ведущей.

Регулирующая функция налогов. Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальное назначение - в некоторых случаях им придавалось и функции управления социальными процессами. Однако, вопрос о месте и значении налогов, как регулятора тех или иных общественных отношений, до сих пор не имеет единодушной оценки. Анализируя этот аспект налоговых отношений, представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических явлений. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя российская налоговая система предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность и т.

Дестимулирующая подфункция напротив направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Виды налогов.

12.3 НАЛОГИ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ. КРИВАЯ ЛАФФЕРА

Классификация налогов Налоги и сборы Налог в соответствии со ст. Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений лицензий. Характерные черты налога как платежа исходя из положений п.

Характерными чертами сбора как взноса являются: обязательность; одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий. Налоговый кодекс РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.

Сущность налогов Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая снижение налогов или припятствуя повышение налогов в осуществлении определенной деятельности. Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов. Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения.

Также, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.

Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему. Функции налогов Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории. В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами , необходимыми для осуществления его деятельности источник доходов государства ; регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность регулятор экономической системы.

Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство.

В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства. Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать налоги снижаются или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности налоги повышаются. Последствия повышения налогов Следует помнить, что налоги оказывают сильное воздействие на мотивацию экономических агентов.

С одной стороны, введение налога вызывает желание его не платить, то есть уклониться. Это желание может быть реализовано либо в виде ухода плательщика в теневой сектор экономики, либо в попытке переложить налоговое бремя. Так, продавец, повышая цену предлагаемой продукции, перекладывает часть налогового бремени на покупателя на рис.

Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Эта ситуация проиллюстрирована на рис. Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, кривая сдвинется в положение. Вертикальное расстояние между кривыми равно величине налога на единицу продукции.

Как видно из рисунка, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится. Если повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить предложение труда, предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.

Из всего сказанного видно, что введение налога на каком-либо из рынков на рынке товара, труда или капитала изменит равновесную ситуацию как правило в сторону ухудшения. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов. Налогообложение может привести и к положительному результату, если, например, налогом облагаются создатели негативных внешних эффектов. Классификация налогов Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются.

Существует несколько классификаций видов налогов: Виды налогов по объекту: прямые; косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость НДС , акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса , темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения.

Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству.

От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров. Виды налогов по субъекту:.

Сущность, функции и виды налогов. По мере развития государства налоговая система стремительно развивалась, и уже в е годы XX века в.

22. Налоги: сущность, функции, виды. Принципы налогообложения.

Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная социальная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного фискального инструмента распределительных отношений.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций оборонных, социальных, природоохранных и др. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, что-бы налогоплательщик юридические и физические лица своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у данной функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм.

В налоговом регулировании возникла стимулирующая, дестимулирующая, а также воспроизводственная подфункции. Регулирующая функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, преференций предпочтений , увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения.

Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др. Виды льгот: необлагаемый минимум объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; рассрочка или отсрочка уплаты налогов, налоговые кредиты, включая инвестиционные, введение специальных налоговых режимов, прочие налоговые льготы.

Формами льгот по уплате налогов являются отсрочка или рассрочка по уплате налога, т. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1 причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; 2 задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа; 3 угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога; 4 если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога; 5 если производство и или реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер.

Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ; 6 иных оснований, предусмотренных Таможенным кодексом РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам. Изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований называется налоговым кредитом.

Одной из преференций является также инвестиционный налоговый кредит, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет по налогу на прибыль доход организации, а также по региональным и местным налогам.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль доход организации в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, принимается финансовым органом субъекта РФ. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1 проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами; 2 осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; 3 выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

Дестимулирующая подфункция налогов направлена, наоборот, на торможение развития каких-либо экономических процессов, например, путем реализации государством протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных налоговых ставок, установление налога на вывоз капитала, повышенных налоговых пошлин, налога на имущество и т.

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность. Поощрительная функция налогов выражается в признании государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом и в предоставлении им определенных налоговых льгот например, участникам Великой Отечественной войны и т. В Российской Федерации в соответствии со ст.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и действуют на всей территории Российской Федерации. Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводятся законами субъектов РФ на территории соответствующих субъектов РФ. Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований.

Подобная трехуровневая система налогов федеральные, региональные, местные свойственна практически всем государствам с федеративным устройством. Совокупность федеральных, региональных и местных налогов и сборов образует систему налогов Российской Федерации.

Государство без налогов существовать не может, так как они главный метод мобилизации доходов в условиях рыночных отношений. Обосновал их необходимость и первым сформулировал основные принципы правила налогообложения А.

Рисунок 12. Налогообложение любой страны не должно превышать наиболее высоких налоговых ставок, существующих в настоящее время в развитых странах. В результате будет исключена опасность лишения страны путем налогообложения части ее капитала. Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. Фискальная функция — основная, характерная изначально для всех государств.

С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т. В налоговых поступлениях в госбюджет Республики Беларусь преобладают косвенные налоги. Это свидетельствует о том, что налоговая система страны выполняет в большей степени фискальную, нежели стимулирующую функцию.

Так, в США накануне Второй мировой войны поступления по этому налогу составляли почти половину всех налоговых поступлений федерального бюджета, в 1998 г. Такие же процессы происходят во всех других экономически развитых странах. Налоговые платежи являются важнейшим инструментом государственного макроэкономического регулирования.

Налоги должны обеспечивать доходную часть бюджета финансовыми ресурсами и одновременно они не должны быть слишком высокими, чтобы сохранялись стимулы развития производства у национальных производителей. Увеличение налоговой ставки свыше ее оптимальной величины приведет к сокращению объемов национального производства и снижению суммы налоговых поступлений в бюджет государства. Это было показано советником президента Р. Рейгана А. Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога tопт.

Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности совокупный выпуск снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база Y рис. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией одновременным спадом производства и инфляцией А.

Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога и подоходного, и на прибыль корпораций.

Налоги: сущность, функции, виды. 3) Принцип единства налоговой системы – законно установленная налоговая система является единой на всей.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: 24 Налоги


Комментарии 2
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий