+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Правовое регулирование пенсии по потере кормильца

Правовое,регулирование пенсионного обеспечения по случаю потери в случае болезни, инвалидности, потери: кормильца; материнства; и т.д.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Документы для получения пенсии по потере кормильца

Правовое регулирование пенсии по потере кормильца в РФ

правовое регулирование пенсии по потере кормильца
Понятие и правовое регулирование пенсии по случаю потери кормильца Они, как правило, содержатся в правовых нормах, определяющих природу.

Конституция Российской Федерации. Хайруллина Н. Пенсионный возраст россиян: оценки и мнения. Скипина К. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. Hairullina N. Пенсионное обеспечение является социальной гарантией для граждан любого государства. Исходя из международных требований, право россиян на пенсионное обеспечение по возрасту, в случае болезни и инвалидности, а также в иных случаях, установленных законом, закреплено в ст.

Эффективно функционирующая система пенсионного обеспечения как часть общегосударственной системы социальной защиты должна опираться на развитое пенсионное законодательство, действенный административный механизм управления этой отраслью социальной сферы, а также на макроэкономические пропорции, определяющие ее развитие. Следует отметить, что уровень пенсионного обеспечения оказывает влияние на продолжительность жизни, образ жизни пожилых людей, инвалидов, их участие в различных сферах жизнедеятельности общества.

Одновременно повышается и социальная ответственность государства за принимаемые в пенсионной сфере решения и требует анализа всех сторон жизни лиц пожилого возраста [4]. Социальная политика государства является наиболее важной частью внутренней политики в целом. От того, как складывается ситуация в социальном секторе, зависят уровень развития общества и эффективность проводимой социальной и демографической политики государства.

В основу современной системы государственного пенсионного обеспечения России положен так называемый договор поколений: когда сегодняшние работающие обеспечивают сегодняшних пенсионеров за счет отчислений в государственный пенсионный фонд, осуществляемых из фонда заработной платы предприятий, а также сумм, получаемых гражданами.

Причин для создания российской пенсионной системы с собственной независимой финансовой основой было несколько. Первая - возродить и реализовать на практике обязательное пенсионное страхование, вторая - повысить уровень реальных доходов пенсионеров, третья - не допустить утечки средств, предназначенных для пенсионного обеспечения граждан, работавших и живших в России, на выплату пенсий тем, кто жил и работал за ее пределами, в других союзных республиках [2].

Таким образом, основополагающая идея российского пенсионного закона состояла в том, чтобы в стране заработала эффективная система обязательного пенсионного страхования, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, выбывающих из общественного сектора производства в силу наступления старости.

Суть такой системы заключается в следующем: каждый гражданин, работающий по найму по трудовому договору , подлежит обязательному социальному пенсионному страхованию независимо от его желания и желания работодателя; все условия и нормы уплаты соответствующих страховых взносов, так же как условия и нормы пенсионного обеспечения, определяются государством. Они не могут быть изменены по соглашению сторон трудового договора, по решению президента и правительства [3]. Проанализируем статьи Конституции РФ с положениями о пенсионном обеспечении: 1 пенсионеры из числа застрахованных не иждивенцы общества, а люди, заработавшие пенсию; 2 пенсионные взносы должны взиматься в размерах, обеспечивающих возможность предоставлению человека такую пенсию, которая обеспечивает достойную его жизнь в пенсионный период; 3 уровень пенсий должен находиться в неразрывной связи со страховым стажем и заработком, из расчета которого уплачивались взносы; 4 страховые фонды не при каких обстоятельствах и ни кем не могут расходоваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения застрахованных и их семей, и тем более изыматься из данного фонда, в том числе и временно; 5 деятельность всей системы обязательного пенсионного страхования должна находиться под контролем и наблюдением застрахованных и страхователей, а так же парламента; 6 государство призвано гарантировать осуществление установленной им системы обязательного пенсионного страхования [1].

В нашей стране более 38 млн пенсионеров, причем большинство из них получают пенсию по данному закону. Как видим, пенсионное обеспечение является формой материального обеспечения граждан со стороны государства. Основаниями для пенсионного обеспечения по российскому законодательству являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи - потеря кормильца, для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся - длительное выполнение определенной профессиональной деятельности [1].

Пенсии в России установлены государственные и негосударственные. Государственные пенсии выплачиваются гражданам из государственных фондов социального обеспечения. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсии [5].

Негосударственная пенсия выплачивается гражданам из негосударственных коммерческих пенсионных фондов и носит дополнительный характер по отношению к государственной пенсии, хотя в последнее время институт негосударственной пенсии все более обосабливается в отдельную категорию социальных выплат, не зависящую от государственных пенсий [3]. Происходящие в России демографические изменения, постоянно увеличивавшие нагрузку на пенсионную систему, в последние годы стабилизировались.

Это связано с тем, что удельный вес пенсионеров в общей численности населения страны, в последние годы неуклонно возраставший, начал снижаться из-за увеличения рождаемости и снижения смертности россиян. Экономические трудности и неблагоприятные экономические тенденции вместе с нерациональным построением системы государственного пенсионного обеспечения приводят к систематическому падению жизненного уровня пенсионеров и их семей.

Критическая ситуация пенсионного обеспечения российских граждан настоятельно требовала коренных реформ, в ходе которых были бы пересмотрены все основные принципы функционирования пенсионного обеспечения. Первым шагом в этом направлении явилась одобренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. В долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей распределительной системе предлагается смешанная система пенсионного обеспечения, которая включает в себя: 1 государственное пенсионное страхование; 2 государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию - за счет средств федерального бюджета базовая пенсия ; 3 дополнительное пенсионное страхование обеспечение , осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленным законодательством Российской Федерации - обязательных страховых взносов [3].

Основой дополнительного пенсионного обеспечения должны стать негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться в форме так называемых дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики или в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах.

В последние годы важная роль отводится негосударственным пенсионным фондам НПФ , которые имеют двойственный характер [2, 4]. Во-первых, они рассматриваются как важный социальный институт, призванный решать задачи по улучшению материального положения нетрудоспособных членов общества. Негосударственные пенсионные фонды представляют возможность людям иметь более высокие доходы в старости, чем тот минимум, который способно будет обеспечивать государство.

Именно НПФ предстоит занять эту нишу, чтобы работники имели возможность либо самостоятельно вложить в фонды дополнительные деньги, либо через своих представителей - профсоюзы - заключить такие коллективные договоры на предприятиях, чтобы эти взносы делал работодатель. Во-вторых, НПФ выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения широких слоев населения для осуществления долгосрочных инвестиций.

Небольшой размер минимальных пенсионных взносов при длительном сроке пенсионных платежей позволяет привлекать сбережения лиц с невысокими доходами, а также денежные средства работодателей. Неликвидность активов НПФ и длительный срок большинства пенсионных схем позволяют этим институтам направлять аккумулированные средства на цели долгосрочного инвестирования, активно участвовать в финансировании программ с низкой доходностью, высокой надежностью и длительным сроком реализации.

Практически ни один из других финансовых инвесторов не имеет конкурентных преимуществ перед НПФ в данном сегменте рынка долгосрочных инвестиций, так как их деятельность ограничена более жесткими требованиями ликвидности активов [3]. Отметим, что формирование системы НПФ в России начиналось неблагоприятно: отсутствовали необходимые нормативные документы, негативно действовали инфляция, тяжелое финансовое положение предприятий, неустойчивость фондового рынка, политическая нестабильность и неопределенность.

Первый в России Негосударственный пенсионный фонд был создан в ноябре 1991 г. Рассмотрим механизм их функционирования. За каждое застрахованное лицо, работающее в особых условиях труда, работодатель уплачивает страховые взносы по дополнительному тарифу, которые перечисляются в уполномоченные негосударственные пенсионные фонды.

При этом необходимо обеспечить контроль со стороны Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках персонифицированного учета плательщиков взносов и негосударственных пенсионных фондов.

Для лиц, работающих в особых условиях труда, которые не обслуживаются ни одним из уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, страховые взносы должны будут уплачиваться в Пенсионный фонд Российской Федерации по повышенным тарифам.

Эти взносы планировалось размещать на специальный счет в рамках накопительной системы. Предложенный выше подход к организации профессионального пенсионного страхования связан с внедрением системы персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования на всей территории Российской Федерации, функционирование которой началось в 2000 г.

Сам Закон о персонифицированном учете был принят 20 марта 1996 г. Он направлен на создание условий для назначения пенсий в соответствии с трудовым вкладом, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов.

Персонифицированный учет застрахованных лиц позволяет создать механизм саморегулирования при сборе страховых взносов: поскольку при назначении пенсии будут использоваться данные этого учета, работники будут заинтересованы в своевременном перечислении страховых взносов работодателями и будут сами контролировать этот процесс, чтобы данные о взносах соответствовали заработку и были учтены в пенсионном фонде.

Закон рассматривает перечень обязанностей всех субъектов в сфере пенсионирования. Так, государство в лице Пенсионного фонда России принимает на себя обязательства открыть индивидуальный лицевой счет и выдать страховое свидетельство каждому застрахованному, обеспечить защиту сведений. Перечень сведений, которые обязан предоставить работодатель, содержат период деятельности, включаемый в специальный трудовой стаж, сумму заработка, на который начислялись страховые взносы, сумму начисленных страховых взносов, на которые они не начислялись, и др.

Согласно Закону застрахованное лицо обязано пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда Российской Федерации; получить страховое свидетельство, хранить его и предъявлять по требованию уполномоченных на то лиц; заявлять в случае изменения сведений, находящихся на его индивидуальном лицевом счете, а также при утере страхового свидетельства; представлять по требованию органов Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению на его индивидуальный лицевой счет [7].

Достоинством данного Закона являются перспективы дифференциации пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада. С 1 февраля 1998 г. В связи с принятием данного Закона пенсии для неработающих пенсионеров стали исчисляться с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Индивидуальный коэффициент пенсионера - это размер пенсии, выраженный в процентах к среднемесячной заработной плате в стране. Он определяется путем умножения размера пенсии в процентах, получающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.

Иными словами, ИКП - соотношение заработка, из которого исчисляется пенсия, к средней заработной плате в стране в год его получения. Указанное соотношение будет применяться не только при назначении пенсий, но и при их перерасчете в связи с повышением индекса цен.

Это позволило преодолеть недостатки существующего механизма пересмотра размера пенсий в связи с их индексацией [3]. В заключение отметим, что пенсионное обеспечение в России существует около четырех веков, за последние полвека государство стало уделять больше внимания пенсионной системе: произошло повышение пенсий, помимо страховой части пенсии, появилась накопительная часть. Наряду с государственными пенсионными фондами образовались негосударственные пенсионные фонды, все большую популярность получают профессиональные пенсионные системы.

Рецензенты: Силин А. Тюмень; Хайруллина Н. Библиографическая ссылка Родина В.

Вы точно человек?

Конституция провозглашает Россию социальным государством, которая может оказать руку помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Случается, что, к примеру, сын-кормилец погибает и оставляет без средств к существованию своих пожилых родителей, малолетних детей, супругу, которая остается на руках с ребенком, и не может работать. В таком случае государство оказывает поддержку семьям, поддерживает их пенсией по потере кормильца, которая не даст оказаться за чертой бедности, стать нуждаемыми, малообеспеченными.

Пенсия по утрате кормильца бывает государственная и страховая. Государственная пенсия по утрате кормильца обозначает поддержку государством членов собственной семьи особых категорий граждан, которые особо себя проявили, например, военнослужащие, космонавты и так далее.

Страховая пенсия по утрате кормильца означает передачу своей части страховой пенсии кормильца после его смерти к его нетрудоспособным членам собственной семьи в определенной его части. Также государство ставит главной целью образование, поэтому студентам, не достигшим 23 лет разрешается учиться в вузе на очном отделении и получать пенсию, то есть государство дает им возможность не работать, в чём проявляется его гуманизм. Актуальность проявляется не только в том, что пенсия по потере кормильца обеспечивает поддержку социально незащищённым слоям населения детям, пожилым людям и т.

Причиной реформы стали проблемы, связанные с финансированием пенсий. Пенсионная система стала зависима от трансфертов из федерального бюджета, а также слабым увеличением накопительного компонента пенсионного обеспечения. Федеральный закон от 28. Многие граждане опасаются такой реформы, поскольку не всегда государственные изменения идут народу во благо, они бояться, что их пенсионные накопления сгорят и граждане останутся без средств к существованию. У пенсионной реформы есть недостатки ,связанные с тем, что Суть нововведений заключается в установлении нового порядка регламентации пенсионных прав граждан и порядка назначения страховой пенсии.

По задумке законодателя, данный порядок позволит в полном объеме выполнить пенсионные обязательства при обеспечении финансовой сбалансированности пенсионной системы и придать пенсионной системе стимулирующий характер. Изменения в законодательстве затронули и такой важный инструмент государства как пенсии по потере кормильца, позволяющим людям, оказавшимся одним, в трудной жизненной ситуации, при утрате родных, не оставаться без средств к существованию.

Законодатель обещает, что данная пенсия будет увеличена на 5 процентов, но не уменьшиться ли она в будущем- может показать только время. Цель работы состоит в изучении законное правового регулирования пенсии по потере кормильца, поиск проблем и путей решения. Задачи работы следующие: 1.

Изучить понятие и основные черты пенсионного обеспечения как одного из видов социального обеспечения. Выявить законное правовые особенности пенсионного обеспечения по потери кормильца. Раскрыть государственную пенсию по потери кормильца. Изучить страховую пенсию по потери кормильца.

Выявить законное правовые проблемы возникающие в связи с реализацией законного права Объект работы - законное правоотношения, складывающиеся в процессе законное правового регулирования пенсии по потере кормильца.

Предметом работы является действующее законодательство, складывающееся в процессе законное правового регулирования пенсии по потере кормильца. Следует отметить высокую степень изученности темы. Особый вклад внесли такие ученые законное правоведы как Андреев В. Харин К. В работе использованы такие методы как логический, проявляющийся в последовательном изложении материала, в структуре, выводах работы, сравнительный, применимый при сопоставлении различных норм действующего законодательства, например, норм, регулирующих страховую и государственную пенсию, исторический, с помощью которого мы узнаем, как регулировалась пенсия по потере кормильца ранее.

В работе используются обще-научные методы анализа и синтеза. Теоретическую основу исследования составили работы ученых в различных отраслях законное правовой науки, особенно по трудовому праву, праву социального обеспечения. Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, постановления правительства, указы президента. Эмпирическую основу исследования составили опубликованные материалы судебной практики судов общей юрисдикции Российской Федерации, архивные материалы судебной практики судов общей юрисдикции Вологодской области.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников. Глава 1. Правовая природа и порядок пенсионных выплат как один из основных видов социального обеспечения 1.

На наш взгляд, можно принять следующее определение Стремоухова А. К системе социального обеспечения современной России следует относить различные пенсии, получаемые гражданами пособия, компенсационные выплаты, социальную помощь нуждающимся, социальное обслуживание одиноких и больных людей, медицинскую помощь гражданам, санаторно-курортное лечение в санаториях и здравницах, а также меры социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Основное место среди многочисленных видов социального обеспечения принадлежит пенсиям. Не всякий платеж может быть пенсией, а только тот, который платится гражданину физическому лицу , и связан он с наступление некоторых жизненных обстоятельств. Это может быть достижение соответствующего возраста, или же наступления инвалидности, или же смерти кормильца, также может быть связано с длительной профессиональной деятельностью по какой-либо специальности 2.

Нужно найти такие пенсии или признаки, которые помогли бы отделить пенсию от иных денежных выплат, таковые содержаться в различных законное правовых нормах. Такие учёные как Захаров М. С ними согласны Харин К. Мы видим, что данные признаки некоторым образом сужают понятие пенсии до понятия трудовой пенсии, что возможно только при одном условии - при отсутствии законного права на социальную пенсию. Является важным проанализировать законодательство о социальном обеспечении и понять законодательное толкование.

Кроме трудовых пенсий всем известных по возрасту, то есть старости, и пенсий, назначаемых по такому факту, как инвалидность, в системе так называемых пенсионных выплат в России существует также пенсия, назначаемая человеку в связи с таким трагичным случаем, как потеря кормильца. В настоящее время существуют страховая и государственная пенсии по потере кормильца. Пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15. Раньше существовала трудовая пенсия по случаю потери кормильца, которую назначали, когда у умершего есть минимум один день страхового стажа.

В настоящий момент понятия трудовой пенсии по потере кормильца не существует. Ранее трудовая пенсия по потере кормильца рассчитывалась по формуле ПК разделить на Т x К разделить на КН прибавить Б, где ПК означает сумму расчетного капитала умершего, который был у него на день смерти, Т обозначает количество месяцев, предполагаемой выплаты пенсии по старости, К является отношением количества месяцев страхового стажа умершего к 180 месяцам, КН - это значит число иждивенцев, то есть число лиц, которые должны получать пенсию по потере кормильца.

O расчете пенсий в настоящее время речь пойдет во второй главе. Основанием для назначения пенсии является как сейчас, так и ранее, во-первых, факт смерти кормильца, во-вторых, признание человека кормильца по решению суда пропавшим без вести. Прежде всего, претендовать на получение рассматриваемого вида пенсии могут люди, которые целиком и, как говориться, полностью находились на материальном обеспечении умершего человека, то есть на иждивении.

Под иждивением следует понимать полное содержание кормильцем членов собственной семьи, а также получение от кормильца постоянной материальной помощи, являющейся для членов собственной семьи основным и более того постоянным источником денежных материальных средств к существованию. Данный факт нахождения на иждивении необходимо будет доказать документально, а именно необходимо предоставить в Пенсионный фонд соответствующие справки, в том числе о доходах всех имеющихся членов собственной семьи , о составе собственной семьи тому подобное.

В связи с введением с 2015 года балльной системы, вычисление пенсионного капитала производится на основании начисленных баллов. Лица, погибшие до 2015 года, передадут своим иждивенцам выплаты по старым формулам расчета. Также производится индексация пенсий по потере кормильца в размере 5,5процентов. Баллы, требования к величине которых будут расти ежегодно, будут обменены на рубли в ежемесячной выплате. Учитывая, что за год кормилец мог заработать порядка 9-10 баллов, сумма будет расти с увеличением срока действия новой системы начисления.

Вывод: пенсией называют ежемесячную денежную выплату, предоставляемую нуждающемуся гражданину с целью его содержания по основаниям, на условиях, в размерах и порядке, предусмотренных законом. В связи тем, что с 2015 года производилось введение балльной системы, вычисление пенсионного капитала в настоящий момент производится на основании начисленных баллов. Верхним уровнем являются нормы международного законного права: Нормы международного законного права имеют приоритет перед национальным законодательством, если они ратифицированы, однако в настоящее время имеется тенденция к снижению их роли, чего не должно происходить.

К важным международно-законное правовым актам можно отнести следующие. Международный пакт об экономических, социальных и культурных законного права х, связанный с развитием норм Декларации 1948 года, был принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года далее - Пакт. Конвенции Международной организации труда являются многосторонними международными договорами, которые в случае выполнения государствами - членами Международной организации труда определенных национальным законодательством процедур, приобретают для них обязательную юридическую силу.

Рекомендации Международной организации труда, как следует из самого наименования, не влекут возникновения юридических обязательств в отношении указанных государств.

Как правило, они дополняют и конкретизируют принятые конвенции Международной организации труда. Вместе с тем нельзя не признать, что даже те документы Международной организации труда, которые не обладают обязательной юридической силой, оказывают значительное влияние на нормативные законное правовые акты государств - участников Международной организации труда.

Единовременная страховая выплата и ежемесячная страховая выплата выплачиваются также лицам, имеющим законное право на возмещение в связи со смертью кормильца. Размер единовременной выплаты равен максимальной сумме, установленной законом, а размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из среднего месячного заработка застрахованного за вычетом его доли, приходящейся на него самого и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих законного права на получение страховых выплат.

Круг членов собственной семьи, которым предоставляется обеспечение в связи со смертью кормильца, в России значительно шире, в него включались все нетрудоспособные иждивенцы.

Известен своей деятельностью по выработке стандартов в сфере социального обеспечения Совет Европы. Его акты являются важными источниками международного законное правового регулирования социального обеспечения. При разработке этих актов Совета Европы, несомненно, принимались во внимание документы Международной организации труда как организации, действующей во всемирном масштабе.

Конвенции Совета Европы по законное правовой природе схожи с актами Международной организации труда. Они также являются многосторонними договорами, которые имеют обязательную юридическую силу для государств - членов Совета Европы при выполнении ими необходимых для этого процедур.

Также Совета Европы издает рекомендации, которые не порождают обязательств, но все же отражают определенную степень согласия между всеми правительствами стран, входящих в Совета Европы, в отношении затрагиваемой проблемы.

Правовые особенности пенсионного обеспечения по потери кормильца в Российской Федерации состоят в том, что она регулируется разными законами в зависимости от вида пенсии: страховой или государственной. Под потерей кормильца понимается его смерть или безвестное отсутствие, что должно быть подтверждено соответствующими документами. При отсутствии документов указанные факты могут устанавливаться судом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Страховая пенсия по случаю потери кормильца - это ежемесячная выплата, назначаемая нетрудоспособным иждивенцам умершего безвестно отсутствующего кормильца в качестве частичной компенсации помощи, которая служила для них постоянным и основным источником средств существования.

Страховую пенсию по утрате кормильца регулирует Федеральный закон от 28. В статье определяются условия назначения страховой пенсии по потере кормильца и круг лиц, которые имеют законное право на получение такой пенсии. В части первой статьи устанавливается возможность получения страховой пенсии по потере кормильца с указанием лиц, которые имеют на это законное право. Перечень членов собственной семьи , которые могут считаться нетрудоспособными, установлен в ч.

Например, статья 7. Статья 8 данного закона содержит условия назначения пенсий военнослужащим и членам их семей. Также пенсия по утрате кормильца регулируется ведомственными законное правовыми актами, например, Приказ Генпрокуратуры России от 04. Предмет рассмотрения: законное право на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца супруги судьи, умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью.

В случае смерти судьи в связи с осуществлением служебной деятельности для членов его собственной семьи предусматриваются повышенные меры социальной защиты. Однако не в полной мере охвачены ситуации, когда судья умер от заболевания, не связанного с исполнением своих обязанностей. В таких случаях нетрудоспособным членам его собственной семьи устанавливаются трудовые пенсии по случаю потери кормильца. Их размер определяется по общим правилам, как и членам семей других лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования.

То есть в страховой стаж включаются только те периоды работы, за которые перечислялись страховые взносы в ПФР.

Названные пенсии членам семей судей назначаются в размерах, не соотносимых с заработной платой умершего кормильца за период исполнения им полномочий по должности судьи, на которую не начислялись страховые взносы в ПФР. Решение об исключении зарплаты судей из базы для начисления страховых взносов в ПФР должно было приниматься законодателем с учетом интересов нетрудоспособных членов семей судей, законное правовой статус которых производен от статуса кормильца, замещавшего должность судьи, отнесенную к государственным должностям Российской Федерации.

В отличие от членов семей граждан, которые замещали некоторые иные государственные должности Российской Федерации, им не устанавливаются такие выплаты, как ежемесячное пособие, ежемесячное денежное содержание как, например, в случае смерти члена Совета Федерации или депутата Госдумы.

Правовое,регулирование пенсионного обеспечения по случаю потери в случае болезни, инвалидности, потери: кормильца; материнства; и т.д.

Реализация конституционного права ребенка на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца

Обратная связь Реализация конституционного права ребенка на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца ЮрФак 25. Право на социальное обеспечение, в том числе по случаю потери кормильца, является одним из гарантированных российским гражданам Конституцией Российской Федерации ч.

Согласимся с позицией ученых [1] , что в государстве, если оно провозглашает себя правовым, социальным и демократическим, вопросы о защите прав и свобод граждан, о поддержке нуждающихся категорий граждан выступают индикатором уровня его правового развития. Общепризнана позиция, что детство представляет собой важный период в жизни каждого человека [3] , от качества обеспечения которого зависят его дальнейшее здоровое развитие и формирование полноценной личности [4].

В соответствии с законодательством обязанность по содержанию и воспитанию ребенка возложена на его родителей лиц, их заменяющих , тем самым обеспечение ребенка необходимыми потребностями представляет первостепенную задачу его законного представителя, который выполняет функцию кормильца. На определенных законодательством условиях функция законного представителя может быть возложена на других родственников ребенка бабушку, дедушку, сестру, брата, дядю, тетю и т.

В любом случае роль кормильца олицетворяется с основным источником жизнеобеспечения ребенка. Тем самым потеря кормильца для ребенка — это не только боль утраты близкого человека психологическая травма , но и одновременно прекращение источника средств к существованию.

По мнению специалистов, подавляющее большинство получателей пенсий по случаю потери кормильца являются именно дети, потерявшие родителей заменяющих их лиц [5]. Следует согласиться с позицией Е. Азаровой, что здесь "речь идет о предоставлении в рамках социального обеспечения средств к существованию" именно "в то время, когда они необходимы, поскольку их отсутствие грозит самой жизни ребенка" [6].

Учеными отмечается стремительное развитие социального законодательства в последнее десятилетие [7] , которое направлено в том числе на решение вопросов пенсионного обеспечения. Законодателем определены дополнительные условия предоставления и порядок назначения пенсионного обеспечения, в соответствии с которым потеря кормильца является одним из оснований пенсионного обеспечения граждан, в том числе детей.

Наряду с Конституцией РФ нормативной основой назначения пенсии по случаю потери кормильца являются федеральные законы, которые применяются в каждом конкретном случае, в зависимости от статуса кормильца при жизни.

В случае если кормилец при жизни был застрахован в рамках обязательного пенсионного страхования, то право его нетрудоспособных иждивенцев в том числе детей на пенсию по случаю его смерти регулируется нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" [9] далее — Закон N 167-ФЗ , которыми регламентированы основания возникновения и порядок реализации права на пенсию по случаю потери кормильца, а также условия ее назначения, порядок расчета, круг лиц, имеющих право на данный вид пенсионного обеспечения.

В соответствии с Законом N 400-ФЗ страховая пенсия по случаю потери кормильца является одним из видов страховых пенсий ст. Положения ст. Дети по общему правилу признаются нетрудоспособными до достижения ими 18-летнего возраста. Таким правом обладают дети [10] братья, сестры, внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных организациях, в том числе в иностранных, расположенных за пределами нашего государства, если они направлены на обучение в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, а также дети братья, сестры, внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами п.

Данные законоположения в полной мере согласуются с реализацией конституционного права ребенка на получение образования. Как указал Конституционный Суд РФ, "при освоении лицом образовательной программы в очной форме устанавливается максимальный объем учебной нагрузки, что "ограничивает возможность приобретения детьми умершего кормильца постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности" [11]. Конституционность данной нормы п. Поводом к рассмотрению дела послужил запрос Кузнецкого районного суда Пензенской области, в производстве которого находилось дело по иску гр.

По итогам рассмотрения обстоятельств дела Конституционный Суд РФ признал положения оспариваемой нормы не соответствующими Конституции РФ ч. В интересах ребенка в соответствии с п. Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением следующих случаев: в случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца.

В этом случае нетрудоспособным иждивенцам может быть назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с нормами Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" далее — Закон N 166-ФЗ , которая представляет собой один из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. В случае если умерший кормилец обладал статусом военнослужащего [13] , то порядок назначения пенсионного обеспечения по случаю его утраты определяется наряду с вышеуказанным Законом положениями Закона РФ от 12 февраля 1993 г.

N 4468-1 далее — Закон N 4468-1 [14]. Важно, что в интересах ребенка в отношении нетрудоспособных детей пенсия назначается независимо от их нахождения на иждивении кормильца, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию ч.

В данном случае к нетрудоспособным детям военнослужащего законодатель относит детей [15] , не достигших 18 лет и старше в случае если они стали инвалидами до достижения 18 лет , а также проходящих обучение в образовательных организациях по очной форме за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу , до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста п.

Законоположения п. По результатам рассмотрения дела суд установил, что оспариваемые заявителем положения п. Порядок назначения пенсионного обеспечения детям из числа членов семей, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, регулируется нормами Закона N 166 и Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. Право ребенка на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца в данном случае возникает у детей в возрасте до 18 лет, а также обучающихся по очной форме в образовательных организациях на территории нашей страны, а также за ее пределами, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ребенком обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 25 лет п.

В данном случае пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов, что, безусловно, важно. Таким образом, пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца является своего рода компенсирующей выплатой, которую дети умершего кормильца могли бы получать в случае его присутствия и получения дохода.

Пенсионное обеспечение ребенка предполагает решение комплекса последовательных задач, что возможно при решающей роли государства в рамках реализации государственной правовой политики в социальной сфере.

Литература 1. Азарова Е. N 2 218. N 8 248. Атагимова Э. Атагимова, И. Гусева Т. Дородонова Н. Нечаева А. Также рекомендуется Вам: 8. Ростова О. Рыбаков О. N 196 10. Рыбакова О. Москва, 19. Хабриева Т. N 8 212. N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Ставропольского края "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края" в связи с жалобой гражданки М.

N 400-ФЗ ред. N 52 часть I. N 167-ФЗ ред. N 18-П "По делу о проверке конституционности пункта "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" и подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.

Федеральных законов от 25. N 4468-1 ред. N 1244-1 ред. Связанные статьи:.

Правовое регулирование пенсионного обеспечения при потере кормильца на современном этапе : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Происходящая в СССР перестройка дала новый импульс развитию общественных наук, в том числе и праву социального обеспечения. В решениях XXVII съезда КПСС признано одной из приоритетных задач осуществление долговременной, глубоко продуманной, целостной, сильной социальной политики, охватывающей все стороны жизни советского общества, а также обращено внимание на недопустимость выделения ресурсов на развитие социальной сферы по так называемому остаточному принципу [1].

Уже в ближайшее пятнадцатилетие намечается удвоить объем ресурсов, направляемых на удовлетворение потребностей народа [2]. Свою роль в повышении жизненного уровня призван сыграть и новый Закон о пенсионном обеспечении трудящихся, разработка которого ведется по решению Политбюро ЦК КПСС [3] в настоящее время.

Конституция СССР 1977 года признала потерю кормильца как самостоятельное наряду со старостью и нетрудоспособностью основание для материального обеспечения граждан. Однако серьезных изменений в основы правового регулирования этого вида пенсии, заложенные несколько десятилетий назад, внесено не было.

В связи с намеченной реформой пенсионного обеспечения особую актуальность приобретает вопрос о том, соответствует ли в целом институт пенсий по 1 случаю потери кормильца современному этапу социально-экономического развития общества, нуждаясь лишь в некоторых частных второстепенных обновлениях, либо ему следует придать новую ориентацию и кардинально изменить многие устоявшиеся нормы в ответ на изменение потребностей семьи и общества. Пенсией по случаю потери кормильца обеспечиваются разные социальные группы населения: несовершеннолетние, инвалиды, липа пенсионного возраста, а также лица, занятые уходом за детьми в возрасте до 8 лет — при наличии предусмотренного пенсионным законодательством юридического состава.

По численности граждан, получающих указанный вид пенсии, а также по ее среднему размеру, она уступает таким видам, как пенсии по старости и по инвалидности. В то же время эта пенсия является источником средств существования для миллионов людей, значительную часть которых составляют несовершеннолетние дети-сироты.

Пенсия но случаю потерн кормильца — самостоятельный и особый вид пенсионного обеспечения, который требует более сложного и гибкого по сравнению с его другими видами правового регулирования.

Учесть потребности столь различных категорий обеспечиваемых — одна из неотложных проблем, которая должна быть решена в новом пенсионном законодательстве. При этом научному анализу должен быть подвергнут весь комплекс проблем пенсионного обеспечения.

Однако в настоящее время при подготовке проекта закона основное внимание сосредоточено на вопросах пенсионного обеспечения по возрасту и инвалидности.

Пенсии же по случаю потери кормильца фактически остались в тени. В настоящее время сложилось три варианта содержания нетрудоспособных и приравненных к ним по правовым последствиям лиц: 1 преимущественно на основании норм права социального обеспечения; 2 преимущественно на основании семейно-правовых норм; 3 примерно в равной мере на основании тех и других норм. Согласно данным Всесоюзной 2 переписи населения 1979 г. Увеличение роли общественных фондов потребления в удовлетворении потребностей детей, нетрудоспособных, престарелых должно идти путем развития всех видов пенсионного обеспечения.

При этом необходимо максимально учесть потребности пенсионеров по случаю потери кормильца, что предполагает расширение круга лиц, охватываемых указанным видом пенсионного обеспечения, уточнение юридических признаков иждивения, а также условий и объема этого вида пенсионирования.

Комплекс правовых проблем, связанных с пенсионным обеспечением при потере кормильца не имеет единообразных научных решений и не получил монографической разработки, несмотря на значимость данного вида пенсий.

Обстоятельно многие вопросы, связанные с пенсионным обеспечением по случаю потерн кормильца, были исследованы в работах Е. Астрахана, вышедших в 59—60 годы, и хотя некоторые из его выводов актуальны и сегодня, значительная их часть нуждается в уточнении и переосмыслении с учетом новых процессов и явлений, происшедших в стране за истекший период.

Исследование, проведенное в 1974 г. Якиной, касалось лишь вопросов пенсионного обеспечения семей рабочих и служащих. Правовые проблемы пенсионного обеспечения при потере кормильца, связанные с таким субъектом как дети, исследовались в диссертациях Е.

Азаровой 1974 г. Чернышовой 1981 г. Среди работ ученых-экономистов следует назвать диссертацию И. Згоржельского 1982 г.

В трудах В. Андреева, В. Ачаркана, К. Батыгина, 3. Виноградовой, А. Зайкнна, М. Захарова, Р. Ивановой, М. Ланцева, И. Рыбаковой, В. Сазонова, В. Тарасовой, Я. Фогеля, В. Шайхатдинова проблемы пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца рассматривались в кругу многих других проблем, что не могло не сказаться на полноте их изучения.

Таким образом, социальная значимость этого вида пенсий, большое число граждан, жизненно важные интересы которых они затрагивают, неполнота, исследования правовых проблем пенсионирования по случаю потерн кормильца и дискуссионный характер многих из них диктуют необходимость разра- 3 ботки научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию законодательства в этой области.

Цель и задачи исследования. Цель работы - комплексно исследовать правовые проблемы пенсионного обеспечения по случаю потерн кормильца и обосновать на основе полученных теоретических результатов и выводов предложения по совершенствованию пенсионного законодательства.

Методологическая и теоретическая основы исследования. Исследование опирается на положения общей теории права, права социального обеспечения н семейного права. В работе использована экономическая, социологическая и демографическая литература, статистические данные, материалы социологических исследований.

Для решения поставленных задач были использованы применяемые юридической наукой специальные методы научного познания: исторический, системный, логический, сравнительно-правовой. Научная новизна работы состоит в том, что впервые в науке права социального обеспечения исследован комплекс 4 проблем, связанных с правовым регулированием пенсионного обеспечения при потере кормильца; и намечены перспективы дальнейшего совершенствования пенсионного законодательства в направлении достижения качественно нового уровня жизни советских людей, последовательного воплощения социальной справедливости в этой сфере.

На защиту выносятся следующие положения: - сформулировано определение кормильца в социально-экономическом аспекте как лица, доход которого являлся, мог или должен был являться основным, либо одним из основных источников средств к существованию другого лица иждивенца , связанного с кормильцем отношениями родства, свойства или фактического иждивения, не основанного на этих отношениях; — сделан вывод о необходимости и закрепления в пенсионном законодательстве такого подхода к понятию кормильца, поскольку в настоящее время в законодательстве предусмотрена возможность пенсионного обеспечения лишь при наличии определенных семейно-правовых отношений между кормильцем и иждивенцем; — обосновано положение о том.

Каждому иждивенцу необходимо предоставить право на пенсию размером, не менее четверти заработка кормильца, что позволит лучше учесть потребности этих пенсионеров. В целом же размер пенсии по случаю потери кормильца необходимо дифференцировать для разных иждивенцев: малолетних детей, подростков, инвалидов, стариков и др.

В работе разработаны конкретные предложения по совершенствованию пенсионного законодательства в развитие теоретических конструкций диссертанта. Научная и практическая значимость исследования состоит в возможности использования предложений диссертанта по 5 расширению круга обеспечиваемых и повышению уровня пенсионного обеспечения лиц, потерявших кормильца, при подготовке проекта Закона о пенсионном обеспечении трудящихся.

Предложения по совершенствованию пенсионного законодательства по случаю потерн кормильца, содержащиеся в диссертации, взяты на учет а картотеку предложений по совершенствованию советского законодательства Институтом Советского Государственного строительства и законодательства при Верховном Совете СССР. Материалы исследования могут найти применение в учебном процессе при преподавании курса советского нрава социального обеспечения.

Апробация результатов исследования. Структура диссертации отвечает основной цели и предмету исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, а также списка литературы. Согласно сложившейся традиционной точке зрения в науке права социального обеспечения под потерей кормильца понимается его смерть, пропажа без вести, безвестное отсутствие.

Такой подход к раскрытию социально-правового основания данного вида пенсионного обеспечения представляется упрощенным. Для пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца важен не факт, например, смерти, а последствия, наступившие в результате смерти — утраты кормильца.

Институт пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца тесным образом связан с институтом алиментных прав и обязанностей семейного права. Оба института тяготели и тяготеют к взаимодействию и взаимообогащению. В пенсионном обеспечении нуждаются прежде всего те нетрудоспособные члены семьи, которые фактически получали содержание от данного лица и с прекращением получения такового утратили реальный, уже имевшийся у них источник средств к существованию.

Согласно пенсионному законодательству члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным или основным источником средств к существованию.

Однако развитие пенсионного законодательства шло по пути все большего признания кормильцами лиц, помощь которых хотя и не была, но могла, согласно семейному законодательству, со временем стать одним из источников не обязательно основным средств 7 к существованию. В ходе исследования диссертант приходит к выводу, что кормилец — это лицо, доход которого являлся, мог или должен был являться основным, либо одним из основных источников средств к существованию другого лица, связанного с кормильцем отношениями родства, свойства или фактического иждивения, не основанного на этих отношениях.

В настоящее время случаи назначения пенсий при утрате потенциального кормильца являются исключением из правил. Неурегулированность вопросов в пенсионном законодательстве, связанных с потенциальным кормильцем, требует поэтому более детального рассмотрения.

Потенциальный кормилец реально не участвует в содержании потенциального иждивенца, но они чаще всего связаны семейно-правовыми обязательствами по взаимному алиментированию. При наступлении определенных юридических фактов нетрудоспособности, нуждаемости и или других потенциальный иждивенец приобретает право требовать содержание от потенциального кормильца.

Для воспроизведения этого положения в пенсионном нраве в диссертации обосновывается позиция, согласно которой потенциальные иждивенцы при потере кормильцев и при наличии иных юридических фактов, необходимых для пенсионного обеспечения, должны приобретать право на пенсию по случаю потерн кормильца.

Так, право детей и родителей на пенсию, по мнению диссертанта, не должно зависеть от подтверждении иждивенства пли утраты источника средств к существованию. Родители должны признаваться без особых подтверждений кормильцами также и совершеннолетних детей, ставших инвалидами до достижения 16 лет учащиеся 18 лет.

Социально несправедливым должно быть признано положение пенсионного законодательства, которым исключаются из сферы пенсионного обеспечении лица, фактически находившиеся на иждивении кормильца, но по состоявшие с ним в отношениях определенной степенью родства или свойства, либо в брачных отношениях.

Диссертант полагает, что утрата источника средств к существованию и в случаях потери реального кормильца должна также компенсироваться пенсией при утрате кормильца. Пенсионное законодательство придаст юридическое значение потере кормильца при прекращении его физического существования смерти, гибели , либо при презюмировании этого события безвестном отсутствии, пропаже без вести. Однако, как показывается в диссертации, кормилец и при жизни может лишиться возможности содержать нуждающихся в этом членов семьи.

Так последние попадают в трудное материальное положение при переходе кормильца на пенсию по старости или по инвалидности 1 либо II группы, при устройстве его в дом для престарелых и инвалидов, при переходе инвалидов на полное содержание в учебные заведения системы социального обеспечения, при призыве кормильца на действительную военную службу и др.

В указанных ситуациях нетрудоспособные либо вообще остаются без пенсии, либо их. Пенсионеры из числа членов колхозов не получают и такой надбавки.

При призыве на действительную военную службу социальное обеспечение предоставляется лишь детям военнослужащих. Во всех приведенных выше случаях невозможность кормильцем обеспечить иждивенцам средства к существованию в социально-экономическом смысле идентична потере кормильца, признаваемой пенсионным законодательством.

Поэтому в диссертации предлагается расширить юридическое понятие потерн кормильца за счет включения в него и таких социальных рисков, когда реальные или потенциальные иждивенцы по объективным, не зависящим от них обстоятельствам, фактически лишаются содержания со стороны кормильца. Это позволило бы сблизить уровни материального обеспечения различных категорий иждивенцев, расширить круг обеспечиваемых и тем самым поднять уровень жизни этих людей. В диссертации анализируется понятие потери применительно к кормильцу также с точки зрения определения срока назначения пенсии.

В целях повышения гарантий получения пенсии с момента возникновения на нее права предлагается ввести единое правило о назначении пенсий со дня потери кор- 9 мильца, если обращение за ней последовало в течение 12 месяцев применяется ныне лишь при пенсионном обеспечении семей военнослужащих. Такое решение отвечало бы интересам граждан в тех случаях, когда сбор необходимых документов затягивается в связи с установлением опекунства над круглыми сиротами, обращением в суд за установлением факта безвестного отсутствия кормильца и в других ситуациях.

Ряд ученых считает, что субъектом права на пенсию по случаю потери кормильца является семья. Так, Е. Астраханом в 60-е годы выдвинута и разработана концепция; согласно которой семья в составе се нетрудоспособных членов признавалась субъектом права на пенсию по случаю потери кормильца [7].

Данная теоретическая конструкция была впоследствии воспринята и разделяется ныне большинством ученых в этой области. В обоснование указанной позиции Е. Астрахан, В. Андреев, А. Зайкин и ряд других ученых приводят такие аргументы как: закрепление в законодательстве за всеми нетрудоспособными иждивенцами данного лица права на одну общую пенсию; установление единого ее размера на весь состав семьи; предоставление права на получение пенсии какому-либо одному лицу как представителю семьи.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО . возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за.


Комментарии 3
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий