+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Развитие пенсионного обеспечения в российской федерации

Пенсионное обеспечение осуществляется в Российской Федерации в форме обязательного и добровольного пенсионного страхования и затрагивает.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Самозанятые в системе Обязательного Пенсионного Страхования

Вы точно человек?

развитие пенсионного обеспечения в российской федерации
КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от.

Этапы развития пенсионной системы РФ Этапы развития пенсионной системы РФ Пенсионные реформы, которые происходили в новейшей истории России, можно разделить на основные этапы, приуроченные к тому или иному году. После этого в стране и начали появляться такие фонды. Одной из основных новых черт пенсионной системы стала персонализация получателей пенсии — Пенсионный фонд занялся фиксацией личных данных граждан для установления им пенсии.

Теперь у каждого появился индивидуальный пенсионный счет, на котором отражалась информация о страховых взносах. Таким образом, можно было посмотреть, как на счете постепенно копится будущая пенсия. Кроме того, в этом законе был закреплен ряд понятий пенсионной системы и прописаны обязательства фонда перед участниками и вкладчиками. В этом же году в тестовом режиме стал действовать персонифицированный учет при назначении пенсий, а в 2000-м эта практика была распространена уже на 22 региона.

В 1998 году определена программа очередной пенсионной реформы, ее законопроекты были одобрены президентом в конце 2001-го. То есть теперь каждый гражданин мог передать управление накопительной частью пенсии в НПФ, увеличив таким образом свой будущий доход.

В это же время были ужесточены требования к самим негосударственным фондам — в частности, повышен размер имущества, служащего дл обеспечения уставной деятельности с 2005 года до 30 млн. Начат федеральный регистр граждан, имеющих право получать государственную социальную помощь. Получившие сертификат граждане теперь могут потратить всю сумму или часть на накопительную часть пенсии.

Осенью начинает действовать программа софинансирования накопительной части пенсии государством. В этом году максимальный размер годовой зарплаты, с которой взимается налог, достигает 415 тыс.

В следующем году она составила 463 тыс. В 2010 году проведена масштабная валоризация — то есть переоценка пенсионных накоплений с учетом советского стажа. Базовая часть пенсии вошла в размер страховой. Теперь пенсия делится только на две части — страховую и накопительную. Начиная с 2010 года, установлен минимальный размер пенсии, который больше, чем прожиточный минимум для пенсионера.

Состояние своего лицевого счета можно узнать на едином портале государственных услуг www. Изменились тарифы страховых взносов для самозанятого населения Увеличился размер страховых взносов в Пенсионный фонд для индивидуальных предпринимателей. Теперь вместо 14 386,32 рублей индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы в размере 32 479,20 рублей в год.

Создана новая пенсионная формула и пенсионный калькулятор В июне 2013 года на сайтах Пенсионного фонда России и Министерства труда был опубликован пенсионный калькулятор, с помощью можно рассчитать условный размер будущей пенсии. В октябре Правительство одобрило новую пенсионную формулу, которая теперь учитывает стаж и возраст выхода на пенсию. Согласно новым пенсионным правилам минимальный общий стаж для получения пенсии ежегодно будет увеличиваться на 1 год и в 2025 году достигнет отметки в 15 лет.

Тем, кто подал заявление на вступление в Программу, необходимо сделать первый взнос до 31 января 2015 года. Это изменение не затрагивает ранее сформированные пенсионные накопления — они по-прежнему инвестируются управляющими компаниями или негосударственными пенсионными фондами.

В августе проведен перерасчет пенсий для работающих пенсионеров — учтены страховые взносы, поступившие на лицевые счета за год. Снижена ставка страховых взносов для самозанятого населения — теперь размер взносов рассчитывается исходя из одного МРОТ, а не двух, если величина годового дохода не превышает 300 тыс.

Прием заявок в программу государственного софинансирования продлен до 31 декабря 2014 года Прием новых участников в Программу государственного софинансирования пенсии продлен до 31 декабря 2014 года, сделать первый взнос в рамках Программы можно до 31 января 2015 года.

Трудовая пенсия по старости с 1 января 2015 года трансформировалась в два самостоятельных вида пенсии: накопительную пенсию. С 1 января 2015 года в России действует новый порядок формирования и расчета страховой пенсии. Возможность выбора варианта пенсионного обеспечения. Начала свою работу система гарантирования прав застрахованных лиц в отношении пенсионных накоплений в НПФ.

Ваc также может заинтересовать:.

Законодательная база Российской Федерации

Базовые пенсии Базовые пенсии в принципе должны предоставляться всем гражданам Российской Федерации и обеспечивать материальные условия жизни человеку при наступлении инвалидности, или по достижении пенсионного возраста, или в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Предполагается, что базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зависимости от степени утраты трудоспособности, и не станут выплачиваться работающим гражданам.

Вместе с тем на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пенсия будет представлять собой часть трудовой пенсии. Трудовые страховые пенсии Трудовые страховые пенсии Трудовые страховые пенсии должны предоставляться всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, охваченным обязательным государственным пенсионным страхованием.

В общей системе трудовых пенсий все ее участники должны нести одинаковые обязанности по финансированию этой системы и, соответственно, иметь одинаковые права относительно условий назначения и размеров пенсий.

Какие-либо исключения или льготы при этом не допускаются. В связи с этим из пенсионной системы должны быть исключены все виды льготных пенсий. Достижение данной цели станет возможным с развитием негосударственных систем пенсионного обеспечения, которые должны взять на себя и сохранение ранее приобретенных прав на льготные пенсии.

Исходя из целей реформы трудовые страховые пенсии подвергнутся существенным изменениям в части условий назначения и выплаты пенсий, а также их размеров. Именно через реформу трудовых пенсий может быть оптимизирована экономическая нагрузка пенсионной системы.

Решающим фактором нагрузки является пенсионный возраст, поскольку именно он определяет соотношение численности пенсионеров и лиц, занятых в народном хозяйстве. С учетом социально-политической обстановки единовременное повышение пенсионного возраста в современных условиях представляется невозможным. Поэтому в рамках реформы могут решаться задачи ограниченного характера. Проблему повышения пенсионного возраста можно было бы решить с учетом демографического развития в Российской Федерации, предусмотрев в законе постепенный переход на новые условия назначения пенсий, начиная со второго десятилетия следующего века.

Вместе с тем уже в настоящее время следовало бы разработать программу стимулирования перехода на пенсию по старости в более позднем возрасте, что привело бы к увеличению фактического возраста выхода на пенсию.

Пенсионные льготы как стимул для привлечения кадров, повышения рождаемости и решения других как локальных, так и общегосударственных задач должны быть заменены другими более действенными мерами например, повышенной оплатой труда, налоговыми льготами и т. Стажевые требования для трудовых пенсий должны быть связаны исключительно с продолжительностью уплаты страховых взносов.

Минимальный страховой стаж может быть установлен в перспективе в размере одного полного года работы. Соответственно трудовая пенсия будет по своему размеру пропорциональной этому стажу. При таком подходе отпадает необходимость сохранения института пенсий при неполном трудовом стаже. Размер трудовой пенсии по старости, как и по действующим нормам, будет определяться с учетом трудового страхового стажа и заработка.

Однако сам механизм исчисления пенсии должен быть приближен к требованиям, вытекающим из принципов социального страхования. Исходным критерием определения размера пенсии станет цена одного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработку, из которого исчисляется пенсия.

С учетом базовой пенсии эту цену можно установить на уровне 1 процента заработка за каждый год трудового страхового стажа. В результате средний совокупный размер вновь назначаемых базовой и трудовой пенсий составит 55 - 60 процентов заработка работника вместо 45 - 47 процентов фактическое соотношение средней пенсии к средней заработной плате в настоящее время.

Это существенно выше, чем в странах с высокоразвитой экономикой. В будущем этот уровень может быть перекрыт путем создания дополнительных профессиональных пенсионных систем. Базовая пенсия будет являться минимальным размером трудовой пенсии. Определение величины максимального размера пенсии предлагается производить косвенным путем, ограничив заработок, с которого взимаются страховые взносы и на основе которого впоследствии исчисляются пенсии, полуторным размером средней заработной платы по народному хозяйству.

При этом на первоначальном этапе реформы до финансовой стабилизации пенсионной системы такой предел заработка для исчисления страховых взносов может не устанавливаться вообще или устанавливаться на более высоком, чем для исчисления пенсий, уровне. Период учета заработка для исчисления пенсии.

Уже в настоящее время он может составлять 5 лет и в ближайшее время вряд ли целесообразно увеличивать его, поскольку это осложнит индексацию пенсий в условиях инфляции. По мере стабилизации экономического положения станет возможным переход к исчислению пенсии из заработка за весь период страхования.

Выплата трудовых пенсий с учетом или без учета заработков и иных доходов всегда была предметом дискуссий и неоднозначных решений в нашей стране. Пенсия в случае продолжения оплачиваемой работы выплачиваться не должна, по крайней мере, в полном объеме. Иное решение противоречит принципам социального страхования, базирующегося прежде всего на солидарности поколений, сменяющихся на рынке труда и передающих эстафету содержания людей, состарившихся и лишившихся вследствие этого заработка.

Сохранение выплаты пенсии в период работы противоречило бы не только назначению пенсионной системы, но и изменившимся условиям рынка труда. Что касается материальных стимулов к продолжению работы для лиц, сохранивших трудоспособность, то они должны быть заложены в самих пенсионных нормах, предусматривающих опережающий рост оплаты труда по отношению к размерам пенсий. В то же время работа без получения пенсии будет вознаграждаться увеличением размера пенсии за каждый год такой работы после достижения пенсионного возраста.

Выплата пенсий работающим пенсионерам, имеющим более высокий достаток, чем неработающие пенсионеры, поглощает значительную часть средств, которые могли бы быть использованы на повышение пенсий тем, кто не может работать. Вместе с тем, учитывая интересы низкооплачиваемых пенсионеров, в новой системе можно было бы предусмотреть возможность выплаты пенсий при относительно невысоком совокупном доходе работающего пенсионера, как это практиковалось в Российской Федерации в течение длительного времени.

Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца должны базироваться на тех же принципах, что и пенсии по старости. Предлагается в основном сохранить условия и нормы назначения этих пенсий и соотношение их размеров с размером пенсии по старости. Пенсии в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями должны предоставляться в рамках системы страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве за счет работодателей.

Индексация пенсий является необходимым атрибутом любой пенсионной системы. Она призвана предупреждать падение реальной стоимости пенсий особенно в условиях инфляции и обеспечивать установленное соотношение с заработной платой по мере увеличения последней. При проведении пенсионной реформы необходимо в законодательном порядке установить гибкий механизм индексации размеров пенсий и заработков, из которых они исчисляются, учитывающий различные уровни инфляции и экономического развития.

Индексацию в рамках системы государственных пенсий, состоящей из базовых и трудовых страховых пенсий, предусматривается осуществлять путем регулярного их повышения в соответствии с ростом цен.

По мере стабилизации финансовой базы пенсионного обеспечения для осуществления индексации трудовых страховых пенсий можно будет использовать порядок, при котором для каждого пенсионера определяется индивидуальный коэффициент, равный соотношению заработка, из которого ему начислена пенсия, со средней заработной платой в стране в год его получения.

Путем умножения на этот коэффициент средней заработной платы на момент индексации выводится новый заработок для исчисления пенсии. Наряду с этим при определенных условиях инфляции должна быть предусмотрена возможность принятия разовых решений об индексации пенсий. Экономические, финансовые и организационные основы пенсионного обеспечения В настоящей Концепции излагаются основные принципы формирования пенсионной системы. Конкретные механизмы, порядок и сроки их реализации будут конкретизированы при подготовке проекта нового федерального закона о пенсионном обеспечении.

Наряду с федеральным законом потребуется подготовить ряд нормативных правовых актов в частности, актов, связанных с организацией персонифицированного учета уплаты страховых взносов, и других , обеспечивающих проведение реформы. Реформа пенсионной системы - это широкая программа, предполагающая решение как неотложных текущих задач, так и проблем стратегического порядка.

Достижение поставленных в настоящей Концепции целей возможно при реализации предусмотренных в ней мер в комплексе с улучшением механизма финансирования и организации административных структур. В этих целях предусматривается осуществить следующие меры. Во-первых, ввести солидарную материальную ответственность за уплату страховых взносов работодателя и работника, поэтапно установив для них одинаковую норму страховых взносов в процентах к заработку работника. При этом, чтобы работник не страдал от такого решения, заработную плату необходимо увеличить на ту часть страховых взносов, которую он будет выплачивать вместо работодателя.

Сумма страховых взносов не изменится. Однако работник, зная, что размер пенсии зависит от продолжительности уплаты страховых взносов, вынужден будет включиться в механизм контроля за их своевременной уплатой.

Это позволит избежать или, по крайней мере, сократить количество случаев неуплаты взносов в пенсионный фонд. Во-вторых, ввести персонифицированный учет уплаты страховых взносов и приобретенных пенсионных прав, осуществляемый на основе применения современных средств информатики, и таким образом упорядочить весь процесс осуществления пенсионного обеспечения при переходе на новые принципы назначения пенсий в жесткой зависимости от уплаты страховых взносов. Такой учет не только укрепит дисциплину плательщиков этих взносов, но и позволит существенно упростить и облегчить процедуру назначения пенсий, избавит от необходимости сбора и представления в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, многочисленных документов о стаже работы страхования и заработке, поскольку эти органы будут располагать всеми требующимися сведениями.

В результате сократятся сроки оформления пенсий и отпадет необходимость ведения трудовых книжек, с которыми в условиях перехода к рыночным отношениям связаны многочисленные злоупотребления.

В-третьих, в целях повышения эффективности управления средствами, предназначенными для выплаты пенсий, и усиления контроля за их использованием целесообразно создать наблюдательный совет, включив в него по должности министров социальной защиты населения, труда, финансов, а также представителей работодателей и застрахованных.

Это позволит отслеживать состояние средств пенсионного фонда и снимать вопросы, касающиеся его деятельности. Контроль законодателей за доходами и расходами пенсионного фонда может быть обеспечен посредством ежегодного утверждения Государственной Думой Федерального Собрания бюджета пенсионного фонда и отчета о его исполнении.

Кроме того, в положении о пенсионном фонде необходимо предусмотреть создание резервного фонда. Свободные ресурсы пенсионного фонда должны использоваться не коммерческими структурами, а в общенациональных интересах путем их помещения в краткосрочные государственные ценные бумаги. Реализация предлагаемых мер позволит обеспечить стабильность пенсионной системы и создаст необходимые предпосылки для решения накопившихся проблем пенсионного обеспечения населения. Финансирование пенсионного обеспечения Финансирование пенсионного обеспечения Сложившаяся в настоящее время напряженность в области финансирования пенсионного обеспечения будет усиливаться.

Потребность в обеспечении текущих выплат и мероприятий по защите пенсий от инфляции не говоря уже о новациях в этой области неизбежно порождает проблему изыскания финансовых ресурсов для дальнейшего развития пенсионной системы. Этому способствует наметившаяся тенденция к снижению численности занятых в народном хозяйстве и сокращению доли заработной платы в структуре доходов населения. Анализ различных факторов, обусловливающих необходимую величину пенсионных средств, показывает, что при отсутствии ассигнований из федерального бюджета одних страховых взносов при действующем уровне страхового тарифа уже в ближайшее время будет недостаточно для покрытия расходов на пенсионное обеспечение.

В связи с этим представляется необходимым прекратить практику нецелевого использования пенсионных средств, обеспечить возврат долга и текущие ассигнования из федерального бюджета на покрытие пенсионных расходов, которые должны осуществляться за его счет. Кроме того, представляется необходимым уже в 1995 году принять решение о расширении финансовой базы пенсионного обеспечения за счет включения в нее выплат, производимых работникам предприятиями, на которые в настоящее время страховые взносы не начисляются.

Организация управления пенсионной системой Организация управления пенсионной системой Сложившаяся система управления пенсионным обеспечением не отвечает интересам дальнейшего развития пенсионной системы. Отсутствие организационной структуры, которая целиком отвечала бы за реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения, отрицательно сказывается на обслуживании пенсионеров, затягивает принятие решений оперативного характера, затрудняет работу по совершенствованию пенсионного законодательства.

Система управления пенсионным обеспечением должна обеспечивать повышение эффективности пенсионной системы на основе специализации деятельности пенсионной службы и ее кооперации с работой других подразделений системы социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях с учетом национальных традиций в организации пенсионного обслуживания.

В связи с этим представляется целесообразным сохранить комплексность обслуживания населения всеми видами социальной защиты, включая пенсионное обслуживание, и укрепить оправдавшие себя органы социальной защиты населения, занимающиеся пенсионными вопросами.

Упорядочение пенсионных льгот в связи с условиями труда Упорядочение пенсионных льгот в связи с условиями труда Упорядочение пенсионных льгот позволит сократить нерациональные затраты государственного пенсионного обеспечения и обеспечить достижение большей социальной справедливости при назначении пенсий. В 1994 году каждому седьмому пенсионеру пенсия назначалась при снижении возраста на 5 - 10 лет по сравнению с общеустановленным пенсионным возрастом без учета льготных пенсий, назначаемых лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Доля расходов на эти цели в общих расходах на выплату пенсий по сравнению с 1991 годом возросла на 35 процентов. При этом пенсионное законодательство не связывает предоставление льгот с фактическим состоянием условий труда на производстве.

По оценкам, до 30 процентов работников, имеющих право на пенсионные льготы, трудятся в нормальных условиях. В перспективе льготное пенсионное обеспечение должно быть переведено в сферу дополнительных профессиональных пенсионных систем, предусматривающих компенсации за особые условия труда в той или иной профессии должности и устанавливающих ответственность работодателей за создание благоприятной производственной среды.

Поэтапный переход к такому механизму пенсионного обеспечения потребует совершенствования нормирования вредных факторов производственной среды и трудового процесса и на этой основе установления критериев для отнесения работ, профессий и должностей к категориям работников, которым будут предоставляться досрочные пенсии. По имеющимся данным, применение критериев для оценки условий труда на конкретных производствах позволит на 30 - 35 процентов сократить предоставление пенсионных льгот и объективно определить сферу действия льготных пенсий например, для производств, где в ближайшие 10 - 15 лет, несмотря на научно-технический прогресс, не ожидается коренного улучшения условий труда.

При этом в переходный период до формирования дополнительных профессиональных пенсионных систем льготы по государственному пенсионному обеспечению должны распространяться на те производства, где вредные условия труда либо опасность для здоровья человека сохраняются вне зависимости от научно-технического прогресса.

С учетом имеющихся наработок подготовка указанных критериев может быть завершена уже в 1995 году. Кроме того, следует восстановить систему возмещения организациями пенсионных расходов на досрочные пенсии, имея в виду создание такого экономического механизма, который в конечном итоге позволит перевести предоставление пенсионных льгот по условиям труда в дополнительные профессиональные пенсионные системы.

Этот механизм может быть использован в качестве переходной меры для тех производств, где применение объективных критериев оценки условий труда повлечет за собой необходимость прекращения назначения льготных пенсий работникам, уже имеющим необходимый трудовой стаж для досрочного выхода на пенсию, то есть он позволит решить проблему сохранения приобретенных прав.

В связи с этим одним из условий для предоставления налоговых льгот дополнительным профессиональным пенсионным системам должно быть решение ими указанной проблемы сохранения приобретенных прав на льготы по государственной пенсионной системе. Персонификация учета страховых взносов Индивидуальный персонифицированный учет страховых взносов занятого населения будет содействовать решению ряда принципиальных проблем. Во-первых, такой учет приведет механизмы государственной пенсионной системы в соответствие с развивающимися рыночными отношениями.

Во-вторых, без персонифицированного учета страховых взносов невозможно развивать государственное пенсионное страхование в направлении установления зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых взносов. Такая зависимость должна положительно повлиять на бюджет государственной пенсионной системы, поскольку она создаст заинтересованность в своевременной и полной уплате страховых взносов.

В-третьих, персонифицированный учет создаст возможность для более точного прогнозирования изменений численности занятого населения и пенсионеров в стране как в целом, так и по отдельным профессиям и, как следствие, более точной оценки необходимых расходов на выплату пенсий и расчета страхового тарифа.

Основными целями развития пенсионной системы являются: гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;; обеспечение в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;.

ПРОЕКТЫ ИНСОРа

Непреодолимым препятствием на пути диверсификации средств пенсионных накоплений выступает высокая концентрация средств пенсионных накоплений в руках государственной управляющей компании.

Поскольку в государственной управляющей компании по определению находятся деньги наиболее консервативной части населения, разрешенными направлениями инвестирования для нее выступали государственные рублевые долговые инструменты и суверенные еврооблигации Российской Федерации, ипотечные ценные бумаги и средства в рублях и иностранной валюте на счетах в кредитных организациях[13]. В результате, до сих пор подавляющее большинство средств обязательных пенсионных накоплений инвестируется в государственные ценные бумаги: например, ВЭБ по итогам 2007 г.

Поэтому даже более чем скромный вес пенсионных накоплений в ВВП оказывается непомерно тяжелым для финансовой системы России.

Ограниченный набор инструментов, в которые инвестируются средства обязательных пенсионных накоплений, стал причиной весьма средних, если не сказать не удовлетворительных результатов финансовой деятельности управляющих компаний, например, в 2007 — начале 2008 гг.

При этом государственная управляющая компания ВЭБ, с заведомо наиболее консервативным портфелем, оказалась по итогам года на 11-м месте из 63 возможных. Очевидно, что расширение направлений инвестирования даже в рамках разрешенных видов активов могло бы снизить нагрузку пенсионной системы на рынок государственных ценных бумаг: объем рынка корпоративных и банковских облигаций превысил на 1 января 2008 г.

Но обеспечивающие более высокую доходность, эти виды вложений остаются весьма рискованными, подтверждением чего может служить, например, падение котировок на российских фондовых рынках 22 мая 2006 г. Равнодушное отношение населения к реформе становится все более зримым препятствием на пути ее реализации. Как уже отмечалось, полноправные, а с 2005 г.

По оценкам МЭРТ 2002 г. Потенциальные векторы позитивного влияния накопительной пенсионной реформы включают следующие направления: легализация доходов, при благоприятных тенденциях развития финансовых рынков — повышение благосостояния пенсионеров, а также - создание рабочих мест в новых финансовых институтах.

Как известно, последнее условие уже оказалось нарушенным в самом начале реформы. Кроме того, с точки зрения первых шагов реформы, очевидно, что были допущены серьезные ошибки в отношении популяризации ее идей и механизмов среди населения.

Просветительская работа по вопросам реформы в России явно была отодвинута на второй план. В течение года с некоторыми разъяснениями выступали лишь представители ПФ и участвующих в разработке реформы министерств, и только в конце года ряд средств массовой информации организовали публичное представление проекта реформы населению.

Нельзя не отметить, что сами частные управляющие компании и впоследствии НПФ также были крайне пассивны как с позиций PR, так и конкретных действий по привлечению вкладов населения. В частности, известны единичные случаи, когда частные управляющие компании предложили клиентам диверсифицированные инвестиционные портфели.

В итоге, как показали социологические исследования, замысел и содержание реформы для населения были малопонятными. Как следствие, о своем праве выбирать, кому доверить управление пенсионными накоплениями, в 2003 г. Законодательные изменения 2004-2005 гг. Изменения в распределительном компоненте Реформа распределительной части пенсионной системы для пенсионеров не носила принципиального характера, поэтому и существенных изменений в ходе ее реализации в 2002-2004 гг.

Основные векторы изменений относились к повышению уровня пенсионного обеспечения жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. В ноябре 2003 г. В мае-августе 2004 г. Кроме того, в мае 2004 г. Для застрахованных наиболее значимым изменением в распределительной подсистеме пенсионного обеспечение стало то, что индивидуальные предприниматели и адвокаты отстояли установление предельной величины фиксированного платежа страховых взносов в абсолютном размере 3600 руб. Минимальный размер фиксированного платежа в мае 2002 г.

Изменения налогового законодательства и их влияние на пенсионную систему Переход от формирования доходной части бюджета ПФ за счет страховых взносов, собираемых самим ПФ, к ее формированию за счет налогов — ЕСН, порядок уплаты и размеры тарифов которого регламентируются Налоговым кодексом, предопределил проблемы с финансированием трудовых пенсий, возникшие в ПФ с 2005 г.

То обстоятельство, что доходы ПФ формируются за счет ЕСН, означает, что решения об увеличении размеров пенсий и решения об изменении тарифов налоговых поступлений в пенсионную систему принимаются различными ведомствами, цели которых часто не совпадают.

На ЕСН была возложена двоякая задача — выступать источником финансирования социальных обязательств государства и одновременно служить инструментом политики легализации занятости и доходов населения.

Решение второй задачи виделось Минфину России в еще более значительном, чем это было сделано в 2001 г. В результате летом 2004 г. Начиная с 1 января 2005 г. Эффективная ставка ЕСН сократилась еще значительнее. Поскольку объем обязательств пенсионной системы не только не сократился, но и продолжал увеличиваться, сокращение ЕСН привело к ухудшению обеспеченности выплаты страховой и базовой части трудовой пенсии поступлениями в ПФ и, соответственно, к росту зависимости ПФ от средств федерального бюджета, доля совокупных поступлений из которого в бюджете ПФ в 2007 г.

В результате, недостаточность налоговых поступлений в ПФ стала одним из факторов несбалансированности его бюджетов. Изменения в организации накопительного компонента В октябре 2003 г. Реально в связи с затянувшимся принятием подзаконных актов и более поздними сроками проведения конкурса по отбору управляющих компаний процесс стартовал с нарушением сроков. Рассылка извещений также заняла у ПФ больше времени, чем предполагалось, поэтому сроки выбора компании были сдвинуты на 3 месяца Последующие годы показали, что документооборот занимает больше времени, чем это предполагалось в начале реформы, в результате, в 2005 г.

Соответственно, сроки подачи заявлений гражданами передвинулись с 1 октября до 31 декабря года, следующего за отчетным. Сроки рассмотрения заявлений граждан ПФ сместились с 1 декабря того года, в котором было подано заявление, до 1 марта следующего.

А сроки перевода средств в управляющую компанию или НПФ — до 31 марта года, следующего за годом подачи заявления. Летом 2004 г. Поправки к закону об инвестировании в мае 2005 г. Аргументом в пользу такого решения выступало снижение административных расходов на сопровождение реформы. По мнению сотрудников ПФ, ежегодно печатается и рассылается огромное количество бланков заявлений, которые затем не используются.

Нельзя не отметить, однако, что данная поправка увеличивает транзакционные издержки населения, связанные с выбором частной компании или частного страховщика. В целом, можно сказать, что создание регламентов отставало от хода реформы.

Предусмотренные законом об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии стандарты раскрытия информации были утверждены Минфином только в середине 2005 г. Соответственно, лишь с 2006 г. Федеральная служба по финансовым рынкам начала размещать в открытом доступе отчеты о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений управляющими компаниями и НПФ[19] — информацию, без которой даже заинтересованным гражданам трудно принимать решения о выборе управляющей компании или страховщика.

Итоги реформирования и будущие вызовы пенсионной системе Обратимся к тем первоначальным целям, ради достижения которых реформа задумывалась и реализовывалась табл. Из долгосрочных факторов глобального характера, которые стоят практически перед всеми странами, в которых действуют пенсионные системы, наибольшее влияние оказывают демографические факторы и соотношение различных возрастных когорт. Старение населения на фоне сокращения численности трудоспособных возрастов породило системный кризис российской пенсионной системы в 1990-х.

Новая система должна была ослабить зависимость финансового обеспечения от демографических факторов. В той конфигурации, в которой реализуется пенсионная реформа в настоящее время, эта связь не ослаблена. Две самые мощные подсистемы — базовая и страховая — по-прежнему строятся на принципе солидарности поколений, при котором пенсии нынешнего контингента пенсионеров финансируются поколением, которое находится в трудоспособном возрасте. Новая пенсионная система имела своей целью создание страховых механизмов, которые позволили усилить ответственность самого работника за свою будущую пенсию и установить связь между ее размером и реальным трудовым вкладом в течение трудовой жизни.

Отсутствие такой связи в прежней системе распределительного типа относилось к числу наиболее выраженных ее изъянов. В ходе пенсионной реформы эта цель во многом была реализована: в 2002-2004 гг. Однако события 2005 г. Попытка компенсировать экономические потери пенсионеров в связи с монетизацией социальных льгот привели к внеплановой масштабной индексации базовой части пенсии.

Страховая пенсия утратила свою основную долю и, соответственно, функцию в пенсионной системе. Как показали прогнозные оценки на среднесрочную перспективу, прецедент 2005 г. Это означает смещение пенсионной системы от страхового принципа к системе социального обеспечения. Ослабление зависимости от демографических факторов поставили перед будущей пенсионной реформой вопрос о создании накопительной системы, при которой будущая пенсия или ее часть финансируется самим работником из его долгосрочных накоплений в период его трудовой активности.

Пенсионная реформа предусмотрела формирование этой системы, но реальная доля этого элемента с точки зрения финансовых активов, аккумулируемых в подсистеме, и охвата возрастных групп населения, вошедших в нее, очень ограничена. Оценка эффективности системы будет возможна лишь после 2022 г. Попытки отказаться от формирования — пусть и не очень большого — накопительного элемента в пенсионной системе ради восстановления текущей сбалансированности бюджета ПФ, которые предпринимаются в последнее время, поставят под угрозу будущую финансовую устойчивость пенсионной системы[20].

Прежняя пенсионная система оказалась не в состоянии обеспечить социально приемлемый уровень пенсий подавляющему большинству российским пенсионерам. Это был главный социальный вызов будущей пенсионной системе. Пенсионная реформа на фоне общего экономического роста российской экономики обеспечила положительную динамику размера пенсий практически для всех категорий получателей, который в 2002-2004 гг.

Среднесрочные прогнозы показывают, что даже при сценарии ускоренных индексаций пенсий этот уровень можно поднять до полутора ПМП. Однако, во-первых, это значение в реальности не может рассматриваться как серьезное социальное достижение системы, во-вторых, ускоренный сценарий может оказаться финансово нереализуемым, в-третьих, как уже отмечалось, он ведет к перерождению страховой системы в систему пенсионного обеспечения. Высокая демографическая нагрузка в пенсионной системе на протяжении длительного времени заставляла поддерживать высокий уровень налоговых тарифов на работодателя, что служило объективным тормозом для экономического роста.

Пенсионная реформа ставила своей целью снижение налогового бремени на работодателя. В значительной мере эту проблему удалось решить. Проблема, однако, в том, что реформа пока не реализована в части создания профессиональных пенсионных систем, где экономические издержки и социальные обязательства работодателя неизбежно резко возрастут. Тем самым, сегодняшний эффект может оказаться лишь временным достижением пенсионной системы.

Достижением дореформенного института пенсионного обеспечения был широкий охват населения пенсионной системой. Будущей национальной пенсионной системе предстояло сохранить это достижение.

Однако новое пенсионное законодательство не включает в страховую систему значительные по численности группы населения, в первую очередь, учащуюся молодежь, тем самым, не позволяя им приступить к накоплению трудового стажа и суммы страховых отчислений. Значительное влияние на финансовое положение в пенсионной сфере оказывает существование значительного по масштабу неформального экономического сектора и широкое распространение неформальных и теневых отношений на рынке труда.

Создание стимулов к легализации оплаты труда как основы для формирования будущей страховой пенсии составляло одну из целей пенсионной реформы.

Эта задача казалась тем более реалистичной на фоне изменения шкалы подоходного налога и либерализации порядка его взимания. Однако на практике эта связь оказалась не столь очевидной. Репрезентативные обследования населения показывают, что эти две весомые меры не сократили, а лишь слегка реструктурировали неформальный сектор рынка труда. Значительная часть трудовых доходов по-прежнему носят теневой и неформальный характер.

Прежняя пенсионная система оказалась неэффективной в значительной мере по причине государственного монополизма в управлении системой. Реформа была направлена на устранение этого монополизма, создание конкуренции, эффективное включение в пенсионную систему институтов частного сектора. Сегодня реальных шагов в этом направлении не сделано. Более того, созданы все возможности для дальнейшей монополизации ПФ всех важнейших функций в системе пенсионного обеспечения и шире — в системе государственного социального страхования.

Интегральной целью реформы являлась выработка механизмов обеспечения финансовой устойчивости национальной пенсионной системы. Текущее финансовое состояние ПФ и среднесрочный прогноз показывает высокие риски финансового дефицита при различных экономических и политических сценариях. Среднесрочный прогноз показывает высокую вероятность хронического дефицита ПФ, начиная с 2005 г. В последующем эта тенденция, вероятнее всего, сохранится. Тем самым, реформа не смогла обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость новой пенсионной системы.

События в пенсионной сферы в течение первых десяти лет с начала экономических реформ показали опасность высокой степени ее зависимости от текущих экономических кризисов и политических приоритетов.

Затем, говоря медленно и осторожно, он поведал Лису и Диаспару сведения, почерпнутые из сознания Ванамонда. Не соответствовало истине даже то, что Человек достиг звезд. Вся его маленькая империя ограничивалась орбитами Плутона и Персефоны, ибо межзвездное пространство оказалось для него непреодолимым барьером.

Его цивилизация целиком сгрудилась вокруг Солнца и была еще очень молода. когда звезды достигли Человека.

Пенсионное страхование – страхование с целью формирования источников Пенсионный фонд Российской Федерации открывает каждому Добровольное пенсионное обеспечение (страхование) – система В Европе можно выделить три основных направления развития пенсионных реформ.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Порядок выплаты пенсионных накоплений


Комментарии 3
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий